«Между телом и одеждой»
20.09.2023
20.09.2023
Существует какая-то особая израильская мода?
– Мы определенно можем говорить об израильском стиле. И стиль этот, в общем, вальяжный. Иногда даже чересчур. В Израиле тяжело, жарко, непростая ситуация в сфере безопасности, да и в экономике. Людям нужно, чтобы им было как можно удобнее в их одежде. Это то, что объединяет жителей Иерусалима, Тель-Авива и поселений – стремление к удобству и практичности. Не только, кстати, в моде, но и в культуре, и в самой жизни. Такое своеобразное наследие времен становления Израиля, когда одежда должна была быть удобной и для работы в поле, и для строительства государства. Так что многие ходят в растянутых, свободных вещах, которые не облегают тело. Важен именно простор, пространство между телом и одеждой. Этого стиля придерживаются почти все – ну, за исключением ультраортодоксальных евреев, харедим, у тех свои четкие законы в одежде. Они одеваются здесь так же, как и 200–300 лет назад в Европе.
Может ли как-то измениться их стиль в одежде?
– Я думаю, что их сломит глобальное потепление. Очень тяжело носить в жару в Израиле сюртук и шляпу, не говоря уже о штраймле – головном уборе, отороченном мехом. Уже среди харедим жестко следуют всем правилам в основном только мужчины. Женщины гораздо более открыты к изменениям – они, например, используют более тонкие ткани для себя и детей. Но и мужчины вряд ли смогут очень долго так одеваться при столь высоких температурах. Возможно, впрочем, что будет найдено какое-то высокотехнологичное решение и ту же одежду будут делать из каких-то дышащих тканей. И они продолжат одеваться как прежде. Интересно, конечно, посмотреть, как изменится их жизнь.
Менялась ли вообще как-то кардинально израильская мода со времен возникновения государства?
– Сразу после образования Государства Израиль были мощные попытки выработки собственного стиля в одежде. То есть что было до: элитная европейская мода с ее индивидуальным пошивом и местная мода, представленная, по сути, формой, простой одеждой кибуцников для работы в полях. А вот после Войны за независимость началось соревнование по изобретению национальной одежды – с элементами самых разных культур, представители которых переезжали в Израиль. Например, в одежде, западной по форме, использовались элементы йеменского стиля, и получался такой микс восточного и западного.
Молодые израильские дизайнеры тогда были поглощены идеей соотнести иудейские традиции с современной на тот момент модой. В этом их активно поддержали политики и дипломаты, которые увидели в моде инструмент, с помощью которого можно представлять Израиль на международной арене. Так в 60–70-е начался золотой век израильской моды. В текстильную отрасль пришли большие инвестиции, открылось много фабрик.
Но те времена прошли, и сегодня уже нет таких бюджетов на моду. Она перестала быть государственным делом, ее фокус сместился в частный сектор. Независимым же дизайнерам, в отличие от 60–70-х годов, уже не нужно представлять все волны алии, которые нашли свое место в Израиле, не нужно работать на смешение культур через моду. Теперь они просто создают одежду в соответствии с мировыми трендами, но применяя местный израильский «фильтр», который учитывает запросы и сефардов, и ашкеназов, и армии, которую все обязаны пройти.
Все, о чем вы говорите, это скорее народная мода. А высокая мода есть в Израиле?
– С точки зрения одежды Израиль – очень расслабленное государство. Даже на официальные мероприятия не зазорно прийти в джинсах и шлепанцах, то есть все очень и очень неформально. Из-за этого индустрия высокой моды в Израиле практически отсутствует. Единственное направление, где haute couture существует в полном смысле этого слова – свадебная индустрия. Тут все цветет пышным цветом. Невесту пестуют, снимают с нее мерки, шьют на заказ. В итоге израильские дизайнеры платьев для невест пользуются спросом во всем мире. Алон Ливне, Инбаль Дрор, да множество имен процветает. Единственная одежда, в которую израильтяне готовы вкладывать большие деньги – это свадебные платья.
Поэтому такие дизайнеры, как Альбер Эльбаз, уезжают?
– Это очень интересный пример. Альбер Эльбаз родился в Марокко, в Касабланке, но образование получил в Израиле, в колледже «Шенкар». Когда он уехал в Париж, он там, конечно, влился в местную индустрию моды. Но все же он изнутри изменил ее строгую иерархичную структуру. Привнес вальяжность в столь чопорный мир парижской моды. Очень жаль, что он так рано умер.
Вы открывали День израильской моды в Еврейском музее в Москве. Знакомы ли вы с российской модой?
– По правде говоря, не очень. Лишь знаю русских дизайнеров в Израиле. Они более серьезно относятся к качеству шитья, да и вообще к процессу создания моделей. У них больше строгости, меньше израильской расслабленности. Интересно будет посмотреть на их дальнейшее развитие в Израиле, будут ли они сохранять связь с русской «традицией» избыточности в одежде, так называемым стилем overdressed. Потянет ли их, в общем, в сторону высокой или низкой моды.
Понравилось ли вам, как в Москве одеваются на улицах?
– Мне очень понравился город, удивительные музеи и отношение к культуре. С точки зрения моды, конечно, очень зависит от того, где именно в городе ты гуляешь. Если говорить о молодежи, то налицо глобализация. Вся одежда, да и сам принцип выбора, что носить, почти везде одинаковы, границы государств размыты. Разве что молодые израильтяне немного более творчески относятся к выбору нарядов.