Top.Mail.Ru

Интервью

Аюб Кара

«Война пошла Израилю на пользу»

28.03.2025

Семья Кара связала свою судьбу с еврейским народом ещё до создания Израиля. Его отец воевал в Войне за независимость, от рук арабов погибли оба его дяди, а в ходе Первой ливанской войны пали два его брата. В эксклюзивном интервью Jewish.ru бывший министр связи, член пяти созывов Кнессета и лидер друзов Аюб Кара рассказал, как Израиль спасает сирийцев, вспомнил о своём участии в Первой ливанской войне и объяснил, почему евреев полюбили в арабском мире.

После падения власти Башара Асада еврейское государство в целях обеспечения безопасности расширило свою зону контроля на Голанских высотах, где проживают и этнические друзы. Что происходит с друзами в Сирии после прихода к власти нового режима?
– Когда Израиль вошёл в населенную друзами деревню Хадер, то сразу заявил, что никто не может ударить по друзам. И новый режим в Дамаске знает, что удар по сирийским друзам – это красная линия и для их израильских собратьев, и для Государства Израиль в целом. Еврейское государство заключило с друзами союз, и неважно, где они находятся. Так было на протяжении всей истории Израиля. Удар по друзам будет означать конец сирийского режима. Но если правительство в Дамаске будет хорошо относиться к меньшинствам, то Израиль может впоследствии заключить с ним мир.

Сейчас сирийские друзы заинтересованы в сохранении единой Сирии, в которой они могут быть полноправными гражданами. Но если новый режим продолжит атаковать меньшинства и пойдет по пути превращения в государство шариата, то такой заинтересованности друзов быстро придёт конец. И станет актуальной другая опция – автономия для населенной друзами Эс-Сувейды. А также автономия для алавитов, христиан, исмаилитов и курдов.

Аюб Кара

Какие настроения царят в общинах сирийских друзов?
– Друзы обеспокоены, что о них подумают, если они заговорят о мире. Суннит может говорить о мире с израильтянами, а друз нет – ведь его сразу обвинят в сотрудничестве с «врагом». К примеру, ещё в начале гражданской войны в Сирии я организовал встречу между рядом израильтян и сирийцев. Так вот, для суннитов не составило проблем прийти, а друзы побоялись участвовать, опасаясь обвинений. А так друзы внутри своих сообществ хотят быть под Израилем, хоть и не говорят об этом.

Израиль из друзских деревень Сирии занимает только район Хадер?
– Знаете, во время гражданской войны в Сирии, когда была угроза для Хадера и соседних деревень, Израиль передал «Ан-Нусре» и ИГИЛу (запрещенные в России террористические организации. – Прим. ред.) соответствующее послание, так что была уверенность: никто из исламистов не рискнет там появиться. Так Израиль спас приграничные друзские деревни.

Аюб Кара в центре

Говорят, что Израиль оказывает помощь не только живущим вдоль границы друзам, но и находящимся в глубине Сирии в районе Эс-Сувейда.
– Пока не время об этом говорить, пусть это останется секретом в истории. Но Израилю не составит никаких проблем войти в любое место в Сирии. Однако мы понимаем всю чувствительность этого момента и находимся на сирийской земле только там, где без этого не обойтись. Израиль хочет лишь обеспечить свою безопасность и спокойствие на границах, но не заинтересован в оккупации территории.

А каково положение друзов в Ливане после разгрома «Хезболлы»?
– Друзы в Ливане лояльны новым властям в Бейруте, поскольку хотят реальной независимости для Ливана. Нейтрализовав «Хезболлу», уничтожив эту террористическую организацию, которая правила страной, Израиль, по сути, спас ливанские власти. Ситуация у ливанских друзов непростая, но они заинтересованы в процветающем Ливане с новым дееспособным правительством, единой армией и без всяких вооруженных группировок. Ну и чтобы никто не лез в их районы.

Аюб Кара

Знаете, я был офицером во время Первой ливанской войны. Шёл 1982 год. Когда мы зашли в весьма обширные районы компактного проживания друзов, в нашу сторону не было сделано ни одного выстрела. Не было и враждебного отношения. Наоборот, солдаты и офицеры ЦАХАЛа гораздо больше заботились о друзах, были к ним много ближе, чем израильское военное руководство в лице Ариэля Шарона. Израильские военачальники были скорее с христианскими фалангистами, а боевой состав на личном уровне больше доверял друзам.

Я считаю большой ошибкой бегство из Южного Ливана в 2000 году. Политические интересы Эхуда Барака и находившихся с ним тогда в связке Бени Ганца и Габи Ашкенази заставили нас бежать. Но сейчас, на мой взгляд, лучшая стратегия для Израиля в Ливане – оставаться в стороне, смотреть за тем, что там происходит, и обеспечивать свою безопасность.

Аюб Кара

Как вы оцениваете новые геополитические реалии на Ближнем Востоке?
– Война с «Хезболлой» и ХАМАСом пошла на пользу Израилю. Эта война впервые де-факто получила легитимацию в арабских странах. Ведь для них Иран и террористы – такие же враги, как и для нас. А когда мы показали, что способны уничтожить власть террора в Ливане и Газе и ослабить Иран, значительная часть арабского общества готова принять Израиль. Думаю, мы сможем заключить мир и с Саудовской Аравией, и с Оманом, и с Мавританией. Это вопрос времени, и новый президент США Дональд Трамп, полагаю, поможет этого добиться. Я провожу много встреч с саудовцами, оманцами, представителями других государств, с кем нет пока официальных контактов, и все говорят, что скоро будет продолжение Авраамических соглашений.

Аюб Кара

Но те же саудовцы официально заявляют, что мир с Израилем возможен только при условии создания палестинского государства.
– Помню, как многие говорили, что без создания палестинского государства не будет мира ни с одной арабской страной. И такова была политика администрации президента США Барака Обамы – он препятствовал всем нашим усилиям! Но мы все равно работали и развивали связи. И в 2010-м привезли в Израиль на лечение принцессу Бахрейна – она у нас перенесла операцию на сердце. Потом мы привозили на лечение в Израиль многих представителей королевских династий государств Залива, встречались с делегациями из Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна.

Аюб Кара (крайний справа)

После избрания Дональда Трампа на первый срок я сам летал в США и убеждал представителей его администрации, что именно с государствами Залива и возможен мир! А в 2017-м я впервые в качестве израильского министра прилетел в Дубай для участия в конференции по коммуникациям. И что мы видим: в 2020-м без всякого палестинского государства были подписаны Авраамические соглашения с ОАЭ и Бахрейном, к которым в 2021-м присоединились Марокко и Судан.

Так будет и сейчас. Все понимают, что палестинцы не способны к государственному строительству. Всё, что у них получается – это государство террора, как в Газе. Женщина по медицинским показаниям не сохраняет беременность, если у неё будет тяжелобольной, ненормальный ребенок. Так и тут. Все видят, что Палестинская автономия превратилась в рассадник террора. Арабскому миру не нужно ненормальное террористическое государство.

{* *}