Мы встретились с Линой Измайловой в Иерусалиме на международной конференции «Еврейское самосознание в эпоху перемен: русскоязычное еврейство в современном мире», где она принимала участие в качестве преподавателя еврейской традиции в одном из сохнутовских ульпанов в Киеве. Лина успешно совмещает преподавательскую работу с деятельностью в качестве волонтера городской еврейской службы семьи «Шадхен». Мне показалось примечательным это сочетание просветительства (теории) с конкретной реализацией (практикой) одной из важнейших еврейских ценностей — семьи.
- Меня очень давно, со школьных лет, волновали проблемы семьи, начала Лина. – Жила в военном городке, отец у меня был военнослужащим, мама — учитель. Я задавала себе вопрос: почему красивая девушка не замужем, а некрасивая пользуется большим успехом у молодых людей. Поступила в Одесский пединститут и закончила его по специальности «Учитель этики и психологии семейной жизни. Год назад, оказавшись в Киеве на переподготовке, стала посещать городскую еврейскую библиотеку им. Ошера Шварцмана. Там работает служба семьи. Познакомилась с директором службы Дмитрием Гохватом, который предложил мне, как специалисту в области семейных отношений, работать вместе с ним.
Что из себя представляет служба? - Служба создана более 10 лет назад. Основатель и первый директор сейчас живет в США.
Весь штат — это мы, волонтеры: Дима Гохват и я. Клиентов более 1000 человек. Есть граждане Украины, России, Израиля, Германии, США. Обычно люди к нам приходят сами. Прежде всего, мы смотрим на документы, подтверждающие еврейскую национальность. В личной беседе выясняем, как человек представляет себе свою пару, интересы, критерии, выбор партнера.
Как узнают о вашей службе? - Мы публикуем объявления в еврейских газетах. За границей обычно люди передают информацию друг другу.
Кто клиенты вашей службы? Кто они, ваши клиенты из Израиля, США, Германии? - Это выходцы из Украины. Приезжают из Израиля, закончив службу в армии, учебу в университете. Из США побывало уже несколько групп. Одинокие эмигранты там очень заинтересованы в женитьбе на еврейках из Украины. Наши женщины отличаются от эмансипированных американок, более приспособлены к семейной жизни с учетом ментальности эмигрантов. То же можно сказать и про наших соотечественников, живущих в Германии.
- Это люди от 18-ти и старше. Самому старому клиенту было 91. Ему мы тоже успешно помогли устроить личную жизнь. Наш директор нашел тоже свою судьбу здесь. Он рассказывал, что работал несколько лет в службе семьи, встречался с девушками, они были и красивые, и умные. Но что-то он искал иное. Однажды дверь кабинета открылась и зашла его будущая жена Лиля. Она еще не сказала ни слова, — а он решил: «Эта девушка станет моей женой». В этом году их сын пойдет в школу.
Мы стараемся понять каждого клиента. Иногда женщины считают, что я, как женщина, их лучше пойму, но если я вижу, что клиент — мужчина скован в моем присутствии, я не мешаю Диме и клиенту вести чисто мужской разговор.
Сейчас, например, к нам обратилась молодая красивая, образованная женщина и, ко всему же, прекрасная хозяйка. В свое время она не послушалась родительского совета выйти замуж только за еврея. Из-за разности менталитетов и ценностей она рассталась с мужем. Наша служба постарается выполнить ее желание — создать семью с умным, добрым, порядочным, заботливым вдовцом, имеющим детей и желающим стать отцом ее детям.
Я знаю, что Вы тоже нашли свою пару с помощью службы. Может, расскажете свою историю? - У меня (тогда я жила в Запорожье) муж умер 7 лет назад.
Ему было 45 лет. Он был абсолютно здоровым человеком. Отказало сердце, и врачи не успели его спасти. Это было для меня очень большим ударом. Через год после смерти мужа у меня умер отец, которого я очень любила. Я была у него единственной любимой дочерью. Одно горе догнало другое. Было очень тяжело. Мне совсем не хотелось думать о личной жизни. К тому же, дочь нуждалась в помощи — в вопросе воспитания детей. Какой то период мне нужно было успокоиться. В Киеве, куда меня направила местная еврейская община для переподготовки в Центре еврейского образования, я, как уже говорила, стала работать в службе семьи. С первых шагов работы в службе Дима постоянно говорил о том, что мне тоже пора задуматься о личной жизни. «У нас такой большой выбор, — говорил он, — посмотри, какие у нас достойные мужчины. Иудаизм учит, что все-таки нехорошо человеку жить самому». Постепенно подвел к мысли, что действительно, пора создать семью. Дима показывал разные фото, письма. Казалось, это были все достойные люди. Красивые, высокие, сообразительные, с научными званиями. Было много людей с прекрасными качествами. Но мне казалось: не то, не то. Не лежало сердце. Когда я вообще отчаялась, обратилась к Диме: «Давай заберем мои документы из картотеки. Мне кажется, я не найду здесь свою судьбу». Но судьба, как это часто бывает, приготовила мне приятный сюрприз. Дима обратил мое внимание на опубликованное в еврейской газете фото автора статьи. Меня заинтересовал этот человек, я ранее читала его статьи. Его звали Александр Н. Я узнала, что после смерти жены, он был одинок, остро переживал потерю. Позвонила ему, он был удивлен моему звонку. Мы с ним долго говорили по телефону о моей работе, о его публикациях, о жизни. Я почувствовала, что мне интересно с этим мужчиной. Мы встретились уже как два родных человека, и я почувствовала, что смогу пройти с ним всю оставшуюся жизнь.
Но до этой судьбоносной встречи были другие? - Да, конечно. Но они показались неинтересными. Приходилось выслушивать похвальбу об их материальном положении, бравировании высокими научными званиями, отличным владением несколькими иностранными языками. Другие выясняли мои доходы, спрашивали, сколько у меня детей, задавали другие меркантильные вопросы. С такими людьми не особенно приятно было разговаривать. К внешности мужчины я не предъявляю больших требований. Меня больше интересуют моральные качества, душевный склад, стремление любить, помочь человеку. А красота — чисто внешнее свойство. Все самое положительное я нашла в Александре Н., чему безмерно рада.
(С чем я Вас и поздравляю.) Вы побывали в Израиле. Что полезного узнали для службы? - Очень сожалею, что на ранней стадии организации службы мы не наладили контакт с аналогичными структурами в Израиле, к которому вся наша община относится с большой любовью. События в стране, арабо-израильский конфликт вызывают у всех людей огромный интерес и искреннее участие. Связалась с некоторыми компаниями, занимающимися знакомствами, договорились о сотрудничестве. В Киеве более подробно обсудим формы сотрудничества и продолжим контакты.