Корр.: — Вы, хорошо известный историк, представляющий белорусскую школу изучения Холокоста. Почему именно Полесье?
Е.Р.: — Полесье, на сегодняшний день, это уникальный природо-этнографический и исторический заповедник. Специалисты различают белорусское и украинское Полесье. Оно очень интересно тем, что находится на стыке различных границ и культур, в частности между Украиной и Белоруссией, граничит с Польшей, и территория эта чрезвычайно интересна для еврейской истории и культуры. Именно здесь находились старейшие и крупнейшие центры еврейской жизни, такие как Пинск, Столин, Давид-городок, Брест.
В XVI веке Брест был столицей еврейской жизни Великого княжества Литовского. Он соперничал с Вильно — местом сосредоточения еврейской науки. Полесье было областью типичных еврейских местечек, многие из них сохранились в первозданном виде. Из этих местечек вышли многие известные евреи, такие как лидеры государства Израиль, как Менахем Бегин — уроженец Бреста, Хаим Вейцман — уроженец Мотыля. Родители нынешнего премьер-министра Израиля Шарона из Бреста.
Определить границы Полесья довольно сложно, об этом спорят белорусские и украинские этнографы. Мы считаем территорию Полесья территорией Брестской области, сюда входят такие местечки, как Барановичи, Пинск, Кобрин и др.
Корр.: — Расскажите немного об истории и основных направлениях деятельности Вашего Центра.
Е.Р.: — Центр, как таковой, был создан в 1993 году при историческом факультете Брестского университета. Сегодня наши главные сотрудники — это студенты и преподаватели Брестского университета. Все, что сегодня делается у нас — это работа историков, будущих профессионалов. Среди наиболее важных тем, которыми мы занимаемся следует назвать следующие: «Евреи Полесья в 1921-1939 годах», «Религиозная история евреев», «История гендерных исследований», «История еврейских политических партий», «История сионистского движения», «История евреев в местечках», «Евреи Полесья 1939-1941 гг.», «Холокост на Полесье».
Следует отметить отрадный факт — что студенты и преподаватели с большим интересом относятся к изучению еврейской тематики. Несколько наших студенческих работ по иудаике получили дипломы 1-й категории на республиканском конкурсе студенческих работ. В дальнейшем мы планируем разработку таких немаловажных тем для сегодняшней иудаики, как история еврейской благотворительности, еврейская генеалогия, история развития еврейской медицины и др.
Наши студенты и преподаватели участвуют в конференциях «Сэфера» в Москве, Института иудаики на Украине, в университете Белостока в Польше, и во многих других.
Корр: — Мы знаем, что Ваш Центр внес большой вклад в изучение истории Холокоста в Белоруссии и Вы являетесь соавтором монографии об истории евреев Пинска. Чем Вас заинтересовала именно эта тема?
Е.Р.: — Когда я был в Израиле, я еще раз убедился насколько крепкой и спаянной является пинское землячество, как любят свой Пинск. И с каким энтузиазмом они собирают все, что связано с историей своего города. Особым место в Пинске считается Карлин – предместье, оттуда вышло целое направление хасидизма. Приятно также осознавать, что и сегодня Пинск играет важную роль в возрождение «идишкайт» в Белоруссии.
Очень интересно, что в брестском архиве сохранились уникальные документы Пинска. Фонд документов позволит восстановить картину жизни евреев в Пинске с 1939г. по 1942 год, когда было уничтожено Пинское гетто.Книга по истории нашего города – это не только воспоминания и архивные документы, но и повествовательны текст авторов. Книга эта, к сожалению, вышла тиражом в 300 экземпляров, но уже переведена на польский и английские языки. Ее издание связано с материальными трудностями, поддержки от благотворительных организаций мы не имеем.
Вся наша исследовательская работа ведется исключительно на энтузиазме. У нас даже нет компьютера и никто сегодня в Беларуси, включая немногочисленные еврейские организации, не может нам помочь ни с техникой, ни с финансированием. Создается иногда впечатление, что еврейские структуры, включая «Джойнт» и «Сохнут» работают только на себя. Однако мы не боимся трудностей. Наше кредо — работать несмотря ни на что, несмотря на экономические и политические трудности, на события в нашей стране.