Top.Mail.Ru

В Чебоксарах выступит театр балета Бориса Эйфмана

14.05.2007

18 мая в Чувашском государственном театре оперы и балета состоится выступление Санкт-Петербургского академического Театра балета Бориса Эйфмана. Зрителям будут представлены концертные программы "Мой Иерусалим" на музыку современных композиторов и канонических музыкальных произведений иудаизма, ислама, христианства и "Реквием" на музыку Вольфганга Амадея Моцарта.

Театр балета под руководством Бориса Эйфмана, созданный в 1977 году, изначально возник как авторский, театр одного хореографа, что для тех лет было явлением уникальным. Первые спектакли коллектива были обращены к молодежной аудитории.
Смелым экспериментом стал балет "Бумеранг", о котором "Нью-Йорк Таймс" опубликовала статью под заголовком "Борис Эйфман — человек, который осмелился". Само обращение к музыке "Pink Floyd", Д.Маклафлина, Р.Уэйкмана ("Yes") было равносильно бунту, а соединение этих композиций с ошеломляюще эмоциональной, свободной от академических клише, "беспуантовой" хореографией принесло Эйфману репутацию "хореографического диссидента".

Целое поколение выросло с памятью об этих спектаклях. Творчество хореографа соединило широкую массу людей с балетным театром. Можно сказать, что становление театра связано с духовным воспитанием целого поколения российского зрителя. Эйфману чужда концепция "искусства для искусства", его не вдохновляет игра рисунка и форм сама по себе. "Мне всегда было важно, что выражает движение — просто бессознательный поток танца казался проявлением физической, а не духовной деятельности человека, — говорит Эйфман. — Хореография — это особый вид искусства, способный материализовать эмоциональную жизнь духа".

В своих спектаклях он обращается к важнейшим вопросам человеческого бытия, стремится проникнуть в тайны человеческой психики. Его тревожат проблемы современности, волнуют тайны творчества и магия гениев, которые раскрываются в его интерпретации судеб Чайковского, Мольера, Баланчина, Ольги Спесивцевой. Погружаясь в такую темную и страшную сферу, как человеческая психика (балеты "Идиот", "Убийцы", "Чайковский", "Дон Кихот", "Красная Жизель", "Русский Гамлет", "Анна Каренина"), Эйфман создает образцы сценического психоанализа.
Он стремится показать экстремальное состояние человека, считая безумие своих героев не болезнью, а способностью проникновения в другие миры. Это помогает балетмейстеру раздвинуть рамки собственного воображения за счет фантазий своих героев, углубиться в наиболее интересующие его вопросы духовной и философской жизни человечества.
За годы своей плодотворной деятельности Б.Я.Эйфман создал более 40 балетов, по его спектаклям создан ряд телевизионных фильмов-балетов, а также многие телевизионные передачи, посвященные его творчеству. На репертуаре театра оформилась балетная труппа с особым пластическим мышлением. Артисты, блистательно владея классическим и современным танцами, обладают даром перевоплощения. Эйфман, являясь создателем новой актерской школы, определяет искусство балета прежде всего как духовный процесс.

Ныне театр пользуется неизменным успехом в стране и за рубежом; он завоевал мировое признание, постоянно гастролируя по странам Европы, Азии, Америки, Африки. Среди последних работ театра, получивших мировое признание: "Реквием", "Чайковский", "Дон Кихот, или Фантазии безумца", "Карамазовы", "Красная Жизель", "Мой Иерусалим", "Русский Гамлет" (Сын Екатерины Великой), "Дон Жуан и Мольер", "КТО есть КТО", "Мусагет", "Анна Каренина".

{* *}