Top.Mail.Ru

Научно-образовательный семинар «на колесах» по истории Холокоста на Украине

27.07.2007

С 11 по 21 июня 2007 года Шведский комитет по борьбе с антисемитизмом (SKMA) совместно с Украинским центром изучения истории Холокоста провел научно-образовательный семинар «на колесах» по истории евреев Украины и истории Холокоста на землях Украины. Участниками семинара были преподаватели истории из Швеции.

Украинский центр проводил такой семинар не впервые. Два года назад группа учителей из Швеции уже приезжала в Украину, где в ходе аналогичного тура посетила места и памятники еврейской истории Западной Украины: Галиции, Волыни, Подолья и Буковины. Однако в этом году семинар был проведен по другому маршруту: Киев – Полтава – Гадяч – Симферополь – Бахчисарай – Ялта – Севастополь – Одесса. Он включал в себя разнообразные формы познавательной деятельности: лекции, экскурсии, дискуссии и «круглые столы», тренинги.

Накануне визита наших шведских коллег в Украину 11-12 мая в Стокгольме был проведен подготовительный семинар для участников запланированного визита, в ходе которого сотрудники Украинского центра и шведские преподаватели имели возможность пообщаться, согласовать этапы программы будущего визита и получить базовый материал по истории и культуре украинского еврейства накануне и во время Холокоста. По мысли организаторов, такая подготовительная встреча способствовала лучшему пониманию проблематики семинара во время его проведения. Подготовительная встреча проходила в офисе Шведского комитета по борьбе с антисемитизмом в Стокгольме.

Увиденные в ходе семинара в Украине города и памятники исторического наследия предоставили шведским участникам сведения о самых разнообразных аспектах политической, культурной и этнической истории нашей страны. Начиная путешествие, наши коллеги посетили в Киеве место, ставшее символом Холокоста украинского еврейства – Бабий Яр, экскурсия по которому была проведена Ю. Смилянской. Затем в офисе Украинского центра изучения истории Холокоста гостям был представлен спектр различных направлений деятельности Центра. Координатор в Украине Фонда Визуальной истории при университете Южной Калифорнии А. Ленчовская передала в дар SKMA экземпляр фильма С. Буковского о Холокосте «Назови свое имя», а также рассказала о создании учебного пособия к фильму, которое разрабатывалось в последнее время в партнерстве с Украинским центром.

Начиная со следующего дня, с 12 июня семинар перешел в форму путешествия по городам Украины с преодолением немалых расстояний, лекциями «на колесах» и непосредственным общением как в рамках академических занятий, так и в формате неформального, живого межличностного общения. Спектр проблематики, по которой проходило общение, был широк и определялся разнообразными интересами членов шведской делегации. Это была и собственно история Холокоста на украинских землях с упором на конкретно-исторические обстоятельства этого явления, а также с обсуждением общего и особенного в Холокосте на Украине в сравнении с другими оккупированными нацистами регионами Европы; и проблемы мемориализации – увековечивания памяти жертв погибших как в советскую эпоху, так и в современной независимой Украине; и этапы истории еврейской этнической составляющей на Украине, как отдельной группы и как неотъемлемого компонента поликультурного и многонационального украинского социума в исторической перспективе, и проблемы исторической памяти о Холокосте в современном историческом обществе, и пути и способы преподавания истории Холокоста в нынешней системе образования в Украине. Исходя из круга интересов шведских коллег, занятия, которые проводились на всем пути следования группы, были реализованы на нескольких уровнях.

Первый из можно назвать теоретико-методологическим – это были занятия по историографии Холокоста в современной Украине (А. Е. Подольский); занятия по сравнительному анализу антисемитской доктрины, реализованной нацистами в СМИ на оккупированной территории Украины, и ее роли в событиях Холокоста (М.И. Тяглый); занятие по сравнительному изучению Холокоста в контексте других геноцидов ХХ столетия – Голодомора украинского крестьянства в 1932-33 гг. (А.Е. Подольский), нацистской политики в отношении ромского (цыганского) населения Украины в 1941-1944 гг. (М.И. Тяглый); сюда же следует отнести лекцию В.П. Щетникова об особенностях и подходах в историографии Холокоста в Транснистрии и Одесском регионе.

К первому уровню занятий тесным образом примыкал второй, конкретно-исторический, благодаря которому участники семинара получали сведения об исторической, фактической стороне того или иного явления или региона, через который пролегал маршрут семинара. Сюда следует отнести историко-познавательные занятия по истории евреев Крыма в ХХ в, по этнической истории субэтнических групп полуострова – караимов и крымчаков, и в особенности в период Катастрофы (М.И. Тяглый), лекцию об особенностях послевоенной сталинской политики в отношении евреев и формировании государственного антисемитизма в СССР (научный сотрудник Одесского Литературного музея А.А. Мисюк).

Ввиду того, что практически все гости так или иначе связаны с преподаванием истории – и, в частности, истории Холокоста – в школах Швеции, их также интересовала проблема преподавания этой темы в общеобразовательных заведениях современной Украины. Поэтому важными и занявшими заметное место в программе семинара стали занятия по методологии и методике преподавания темы Холокоста в современных украинских школах. В связи с этим живой интерес и отклик у членов делегации вызвали занятия и тренинги, проведенные в Полтаве президентом Всеукраинской ассоциации преподавателей истории и общественных дисциплин «Нова Доба» А.Н. Войтенко, который продемонстрировал передовые разработки и интерактивные методики. Непосредственно окунуться в атмосферу украинской школы гостям позволило посещение гимназии в г. Гадяч Полтавской области и общение с администрацией гимназии о проблемах учебного процесса.

Наконец, еще одним методом ознакомления наших коллег с интересовавшими их вопросами были непосредственно экскурсии по местам событий, а также посещение государственных и общественных музеев, в той либо иной степени посвященных истории разных регионов, истории еврейской общины и Холокоста в них. Ценность такого подхода заключалась в том, что помимо познавательных сведений, гости также могли ознакомиться с состоянием мемориализации некогда происшедших событий в общественно-исторической памяти сегодняшней Украины, а также с путями репрезентации их в современных как государственных, так и общественных неправительственных организациях. В этом плане трудно переоценить интерес, вызванный экскурсиями И. Войтенко по историческим местам Полтавы, посещение в Гадяче могилы одного из духовных учителей хасидизма рабби Шнеура Залмана; в Крыму – это экскурсии Т. Величко в пещерный город и когда-то центр караимской жизни в Крыму Чуфут-Кале, по некогда бывшему столицей Крымского ханства Бахчисараю, а также в античный полис Херсонес; экскурсия в Крымский этнографический музей, проведенная старшим научным сотрудником музея Ю.С. Вайсенгольц, и экскурсия в музей истории евреев Крыма при Благотворительном еврейском центре «Хесед Шимон» в Симферополе, проведенная сотрудником музея Н.С. Высоцкой; в Одессе – экскурсия в Одесский Литературный музей, проведенная сотрудником музея А.А. Мисюк; тур и занятия в Музее истории евреев Одессы при еврейском общинном центре «Мигдаль», проведенная сотрудником музея В. Чаплиным. Необходимо отметить, что в каждом из регионов наших коллег интересовали те места, где нацистскими оккупантами осуществлялось «окончательное решение» еврейского вопроса: так же, как и в Бабьем Яру, они побывали у памятника погибшим евреям Полтавы, на 10—м километре шоссе Симферополь-Феодосия, у мемориала погибшим евреям Севастополя, а также – в сопровождении пережившего Холокост в Одесском регионе Л.М. Дусмана – на местах бывших «пороховых складов», где была убита значительная часть евреев Одессы.

Семинар можно считать удавшимся по разным причинам: и благодаря работе сотрудников Украинского центра, и благодаря профессиональному вкладу в программу наших коллег в тех регионах, которые мы посетили, и благодаря высокому качеству перевода, осуществлявшегося сотрудником Украинского центра В. Бобровым. Главное же, что сделало семинар насыщенным, интересным и полезным – это высокая степень заинтересованности наших шведских коллег, объединенных SKMA в познании столь, казалось бы, далеких и чуждых от их географического и культурного ареала вопросах, это неподдельный интерес и искренняя мотивация в стремлении увидеть, и увидев – попытаться понять.

{* *}