Top.Mail.Ru

Комедия Дани Леви о Гитлере вышла в российский прокат

05.08.2007

Фильм немецкого режиссера Дани Леви «Мой Фюрер, или Самая правдивая правда об Адольфе Гитлере/Mein Fuhrer — Die wirklich wahrste Wahrheit uber Adolf Hitler» — киноскандал с политическим оттенком – добрался до российского зрителя на этой неделе (на родине картина вышла еще в начале года). Не будет преувеличением добавить пометку: смотреть обязательно.

«Мой Фюрер» — участник конкурсной программы прошедшего в июне 29-го Московского международного кинофестиваля, которого жюри «прокатило» по полной программе. То есть, собственно, ничего картине не досталось. Трудно сказать, какая реакция широкой общественности могла бы последовать в случае премирования скандальной комедии о Гитлере (сразу вспоминаются масштабные акции георгиевцев и прочих патриотов по поводу гастролей Мадонны и премьеры картины «Код да Винчи»), однако смелым представляется сам факт участия подобной ленты в конкурсе главного кинофорума страны, победившей фашизм. Так, «родной» фестиваль, Берлинале, в феврале отверг творение Дани Леви. Следующим после ММКФ «приютить» этот фильм осмелился только 27-й ежегодный фестиваль еврейских фильмов в Сан-Франциско.

Последний факт довольно парадоксален: одно из обвинений в адрес картины – антисемитизм. Впрочем, на это автор резонно напомнил о собственном еврейском происхождении и о том, что его матери-еврейке с трудом удалось избежать концлагеря.

Ну а в первую очередь политически грамотные критики приписали «Моему Фюреру», конечно, реабилитацию нацизма. До подобной мысли можно дойти, даже не посмотрев кино (по принципу «Пастернака не читал, но скажу»). Что особенно скандально в картине, так это страна, в которой она была снята – Германия. Ведь все привыкли, что исторический комплекс вины для немцев – это святая святых. Между тем, многие забыли, что комплексы – не самый лучший друг подлинного художника.

В картине два главных героя. Один из них – еврейский артист, от лица которого и ведется повествование. Его играет Ульрих Мюэ («Забавные игры», «Жизнь других») — заслуживший всеобщее признание актер, чья смерть от рака желудка в возрасте 54 лет на прошлой неделе потрясла всю Европу. В декабре 1944 года Геббельс и его коллеги по нацистским зверствам решают вытащить талантливого еврея из концлагеря, чтобы тот помог поднять боевой дух Адольфа Гитлера, упавший ниже плинтуса. Между тем, от фюрера ждут триумфальную речь, которая, в свою очередь, должна поднять боевой дух нации, стремительно падающий параллельно с состоянием вождя. По замыслу руководства Третьего рейха, пользу Гитлеру должны принести не только занятия по актерскому мастерству, но и присутствие в непосредственной близости представителя ненавистной нации. Это, несомненно, возбудит в фюрере дремавшую ярость и сломит апатию.

Здесь мы знакомимся со вторым главным героем, который, казалось бы, знаком всякому, даже малокультурному человеку. Адольф Гитлер тут – фигура однозначно комическая. Но это само по себе и не ново: вспомним «Великого диктатора» Чарли Чаплина и карикатуры Кукрыниксов. Гитлер ничтожен и пошл – но и это уже неоднократно видели: отчасти в классических советских фильмах про войну, ну и, конечно, в «Молохе» Александра Сокурова. Последний – типичное фестивальное кино не для всех с намеренно замутненным изображением, сквозь которое проглядывают не столько Гитлер и Ева Браун, сколько глубокие философские идеи.

«Мой Фюрер» по-своему учитывает достижения предшественников, делавших из главы в учебнике истории прежде всего художественный образ, но находит собственный путь. Этот идеолог фашизма не только смешон, не только жалок, но и, как ни странно, человечен. Суть скандала кроется здесь: режиссер посмел вызвать сочувствие к идеологу фашизма.

Но при этом забывается то, что роль Гитлера, который известен как умелый манипулятор толп, переосмыслена здесь в гротескно-комедийном ключе. Великий диктатор становится марионеткой в руках бывшего заключенного-еврея. Тот мечтает помешать планам кровавого режима и убить вождя фашистов, но что-то ему все время мешает. Максимум, что поначалу удается актеру из концлагеря – послать в длительный нокаут фюрера во время упражнений по боксу (раздается неизбежный смех в зале). Гитлер, как ни странно, сам привязывается к лицу неарийской национальности. Новый друг становится ему ближе, чем всесильный Геббельс и иже с ним — масса чрезвычайно потешных персонажей, запутавшихся, как часто надо выкрикивать «хайль Гитлер».

Нам показывают Гитлера, изображающего собаку на четвереньках, любимую немецкую овчарку Блонди, увешанную орденами, Гитлера на сеансе у психоаналитика (когда фюрер, как в американских фильмах, возлегает на диване и рассказывает о детских переживаниях), наконец, Гитлера с одним усом. Фильм наполнен такими «смехоточками», причем чувство меры и вкус ни разу не изменяют режиссеру.

Неизбежно вспоминается затертая до дыр фраза еще одного известного каждому немца, Карла Маркса, про то, что «человечество смеясь расстается со своим прошлым».

Кино Германии, нравится это кому-либо или нет, похоже, нащупало очень оригинальную дорогу. Несколькими годами раньше в Германии же вышел фильм «Гуд бай, Ленин», с Чулпан Хаматовой в одной из главных ролей, по-новому переосмыслявший падение Берлинской стены в 1989 г. В этой сентиментальной комедии любящий сын, чтобы не шокировать вышедшую из комы маму, которая не знает о конце ГДР, придумывает для нее иную версию перемен в стране. Вместо жестокого отрицания всего, что было при социализме, он показывает матери выпуски новостей, в которых замученные властью капитала жители ФРГ бегут к восточному соседу, и в итоге стена становится ненужной из-за того, что немецкий народ объединяется заново.

Дани Леви берется за более рискованную тему. Но блестяще справляется со всеми трудностями. Фашистская Германия в его картине – это череда театральных декораций, расставленных на улице, чтобы скрыть руины, в которые превратился Берлин. Гитлер, живущий среди этих руин, – всего лишь ничтожный человек, которого жестоко бил отец в детстве, и у которого совершенно не получается интимная жизнь с официальной возлюбленной Евой Браун. Он далек от мировой войны и почти ничего не знает о евреях и концлагерях. Он просто лицедей в маске страшного диктатора, и потому ему становится близок этот актер-еврей. Если они оба не будут играть свои роли хорошо, их ждет смерть, потому что как бы ни был смешон Третий рейх, он не пощадит никого. Даже своего фюрера.

 

{* *}