Илья Эпельбаум поставил "Орфея и Эвридику"
09.08.2007
Все постановки Ильи Эпельбаума – кукольника, создавшего уникальный театр «Тень», и музыкальные проекты скрипачки Татьяны Гринденко, возглавляющей ансамбль Opus Posth, не вписываются в привычные жанровые рамки. Они объединяют множество искусств – от старинной музыки до современной живописи. На «Золотой маске» все эти проекты обычно показывают в номинации «Новация». На этот раз Гринденко и Эпельбаум объединились, чтобы поставить оперу Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика», пишет газета "Новые известия".
Евстигней Фомин – незаслуженно забытый композитор XVIII века, был одним из отцов-основателей русской оперы и капельмейстером первого московского театра – антрепризы Медокса. Он объединял приемы музыки рококо и западного вокального искусства того времени с русскими мелодиями, пытаясь пересадить оперную культуру на русскую почву, и даже написал оперу «Ямщики на подставе». Несколько лет назад Гринденко с Эпельбаумом пытались поставить «Американцев» Фомина в Большом театре, но этот проект по не зависящим от них причинам не удалось осуществить. Произведение Фомина «Орфей и Эвридика» благополучно удалось довести до премьеры.
Хотя его не назовешь оперой в современном понимании этого слова. Это скорее музыкальная мелодрама. Поет в ней только хор богов, а Орфей читает длинные патетические монологи под музыку камерного ансамбля.
Если бы кто-то попытался поставить «Орфея» в традиционном театре, вышло бы зрелище чинное и на редкость занудное. В пьесе практически нет действия, и даже Эвридика остается бессловесной героиней. В постановке Гринденко (она стала ее музыкальным руководителем) и режиссеров Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума чудеса начались с самого начала. Музыканты играли оркестровое вступление, изображали маленьких ангелочков. Для этого им пришлось встать на колени (к ним были привязаны кукольные ножки), украсить головы нимбами и просунуть руки в рукава ангельских платьиц. Не отрываясь от своих инструментов, ангелочки хулиганили и умудрились даже… немножко потанцевать (для этого им пришлось поднимать то одно, то другое колено). Орфея сыграл танцовщик Александр Бабенко, станцевавший Судьбу в мюзикле «Ромео и Джульетта». Он классической поступью расхаживал по сцене в белом балетном трико, читал монологи с интонациями Качалова, а потом Орфея вдруг «прорвало», и он стал изображать певца на рок-концерте. Изгибался, молотил руками по лире и даже выдернул из нее зубами одну струну за другой.
Каждый эпизод вызывал взрыв зрительского восторга. В сцене встречи Орфея с тенью Эвридики тень Орфея возникла на белом занавесе, отгородившем сцену от зала. Потом у нее выросла одна рука, другая, и постепенно оттуда вышла тень Эвридики. Они танцевали друг с другом, а потом Орфей вдруг начал расти и стал таким большим, что Эвридика уместилась на его ладони. Музыканты играли, то прячась за белыми бутафорскими скалами, то надев на себя костюмы динозавров, драконов и прочих адских чудовищ. Но больше всего публике понравилось изображать хор богов. Для настоящего хора на сцене не нашлось места, и зрители приняли участие в действии, дружно исполняя текст, который возникал на занавесе (курсор, как в караоке, подчеркивал нужный слог). «Орфея и Эвридику» поставили профессионалы высшего класса. Они сумели сделать так, что все происходившее на сцене казалось милым и домашним, как в любительском спектакле, когда не знаешь, что будет в следующий момент.
Судьбу этого необычного проекта трудно предсказать. Ни у театра «Тень», ни у музыкантов нет площадки, где можно было бы его показывать. Сейчас этот проект приютил Театр на Таганке, дав возможность сыграть несколько представлений на своей Малой сцене.
Самое читаемое
Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
Хроники
Расстрел за порно
Деньги были в обогревателях, под коврами и в трехлитровых банках...
Хроники
Душок нацизма от Шанель
Коко Шанель избежала наказания за связь с немецким преступником...
Общество
Затравленный вундеркинд
На допросе сообщил, что поддерживает революцию в России...