Top.Mail.Ru

«Азбука-классика» выпускает книгу интервью Сержа Генсбура

04.09.2007

«В поисках женщины на меня порой находят приступы бешенства. Я компенсирую это эстетизмом, эротизмом и даже фетишизмом», — такое признание сделал французский шансонье, актер и режиссер Серж Генсбур. Такое признание дорогого стоит, поскольку сделано оно не в кругу близких друзей и не на кушетке психоаналитика, а в интервью.

Питерское издательство «Азбука-классика» начало выпускать серию «Арт-хаус», в которой представил интервью недавно ушедших и ныне здравствующих творцов: Джима Джармуша, Квентина Тарантино, и Сержа Генсбура.

Основное отличие знаменитой серии «ЖЗЛ» именно в жанре интервью. Жанре, скорее газетно-телевизионном, а вовсе не книжном.

Многоликий – в своем творчестве – Генсбур был кумиром французской публики и «священным чудовищем» европейской эстрады. Его усилиями, точнее, благодаря его песням, на сцену вышли Брижит Бардо, Джейн Биркин, Катрин Денёв, Ванесса Паради, Изабель Аджани и многие другие. В откровенных разговорах, где есть место цинизму, патологии, мерзопакостному, Серж рассуждает о любви и смерти, жизни и славе. Он не стесняясь переходит на личности и даже матерится. «Человек чувствует присутствие смерти всегда, если, конечно, он не полный м...к», — рассказывал еще живой Гензбур о своей смерти.

В этом прижизненном интервью — все богатство французской словесности от маркиза де Сада до Жана Жене. С последним бабника Генсбура породнил гомосексуализм. Серж хотел попробовать все. «Я никогда не скрывал, что есть общего между мной и Микки Маусом: большие уши и длинный х… вост», — ёрничает певец, поэт, композитор, сценарист, актер, кинорежиссер Гензбур. Хотя сам из плеяды своих предшественников отрекается от Верлена, называя его «занудой», который «всё время ноет». Он признает Рембо, Пикабиа и Гюисманса. Размышляет о религии: «Если бы Христос умер на электрическом стуле, все христиане носили бы вокруг шеи маленькие золотые стульчики». И целые пассажи о том, как и с кем переспал Генсбур. Кстати, слово переспал он не употребляет, предпочтя этому невыразительному глаголу более ёмкие и терпкие синонимы.

Генсбур перечисляет: «Я потерял отца, маму, свою собаку». Тут важно все: и последовательность перечисления (последний, но не самый худший – как гласит английская пословица), и расставленные акценты. В дебрях чужой души гораздо легче потеряться, чем в самом замысловатом творчестве. На помощь в «расшифровке» загадок гениев и культовых персон приходит метод.

«Беседа – нулевая степень журналистики, или, если угодно, её совесть. Собирание (по установившейся традиции – интервью "берут") и запись слов, которую не следует путать с писанием, суть некое искупление: принцип вопрос-ответ оказывается для этого идеальным средством», — справедливо написано в предисловии к двум интервью Гензбура, образца начала 80-х годов.

{* *}