Top.Mail.Ru

Нацисты похитили около 600 тысяч произведений искусства

05.09.2007

Нацистский режим печально известен не только самыми страшными и массовыми убийствами в истории человечества, но и мастштабами воровства и хищений.

Спустя более чем 60 лет после падения Третьего рейха ущерб, нанесенный нацистскими грабежами, продолжают восстанавливать, но еще тысячи произведений искусства по-прежнему не найдены или разыскиваются своими, в основном еврейскими, владельцами, пишет «The Jerusalem Post».

История, показанная в двухчасовом документальном фильме «Насилие над Европой», довольно запутана, но даже те зрители, которые не являются любителями походов по музеям, по достоинству оценят сюжетную интригу.

Цифры не в состоянии передать все перипетии сюжета, и, тем не менее, они говорят о многом. В общей сложности за время 12-летнего правления Третьего рейха в руках нацистов оказалось около 600 тысяч картин, рисунков, скульптур и артефактов иудаики. Таково мнение эксперта из колледжа Клермонта МакКенны, историка Джонатана Петропулоса. Ярким примером тому может послужить находка американских военных. После окончания войны они обнаружили в одной из баварских солевых рудников 6500 картин и скульптур.

В одном из интервью Петропулос рассказал, что не найдено еще около 100 тысяч украденных произведений искусства, некоторые из них, возможно, были уничтожены, некоторые так и останутся не найденными еще долгое время.

Помешательство Гитлера на искусстве было огромно и, как и многие другие его мании, носило ярко выраженный антисемитский характер. Когда Гитлер был еще начинающим художником, ему дважды отказали в поступлении в Академию искусств Вены. В фильме указывается на то, как мог измениться ход истории, если бы кандидатуру Гитлера не отвергли, по преимуществу еврейские, преподаватели Академии.

В грандиозный план мести Гитлера входило строительство Музея фюрера в своем родном австрийском городе Линц, где разместились бы все награбленные нацистами работы. До самых последних своих дней, проведенных в бункере, Гитлер разрабатывал планы создания этого музея.

Следуя примеру своего вождя, многие его сподвижники также стали страстными коллекционерами произведений искусства. Так во время битвы за Британию, которая, как обещал командующий нацистских ВВС Герман Геринг, поставит англичан на колени, маршал умудрился 20 раз посетить Париж, чтобы отобрать картины из еврейских домов или у коллекционеров.

За все время войны множество архитектурных памятников было повреждено или уничтожено. К примеру, в битве за Пизу знаменитая наклоненная башня уцелела, а вот прославленные фрески Кампо Санто были тяжело повреждены. Когда нацисты отступали, они находили выход своему гневу и отчаянию: они взрывали мосты 13 века во Флоренции и разрушали дома Чайковского, Пушкина и Толстого в России.

«Насилие над Европой» начинается и заканчивается рассказом о 91-летней жительнице Лос-Анджелеса Марии Альтман, которая 7 лет воевала с правительствами Австрии и США, чтобы вернуть пять картин Густава Климта, отнятых у ее семьи в Вене и оцениваемые в 300 миллионов долларов.

Фильм стал результатом совместной работы трех ветеранов документального кино Ричарда Берга, Бонни Коэн и Николь Ньюнхем. Коэн также является основательницей компании «Actual Films», спродюссировавшей «Насилие над Европой». Она и ее коллеги работали над этим фильмом, основанным на одноименной книге Линн Х. Николас, 8 лет.

Среди наиболее запоминающихся кадров в фильме призрачный Лувр образца 1939 года, из которого в преддверии  нападения немцев вывезли все 35 тысяч находившихся в нем произведений искусства. Еще одна яркая картина – ликующие жители Флоренции, приветствующие возвращение украденных у них картин, которые ввозят в город на грузовиках армии США.

Но конца этой саге пока не видно. Поиск многих произведений искусства все еще продолжается.

Роберт Берг

{* *}