Top.Mail.Ru

Сегодня вечером начинается празднование Суккот

26.09.2007

Сегодня вечером 26 сентября (14 тишрея) начнутся торжества, посвященные празднику Суккот (в перевод с иврита — «кущи»). Во дворе Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ) будет построена сукка, где в первый вечер состоится молитва и трапеза. На протяжении праздничной недели в сукке будут идти фарбренгены – традиционные хасидские посиделки, во время которых ведутся богословские беседы. 1 октября фарбренген проведет главный раввин России Берл Лазар, сообщили в пресс-службе Федерации еврейских общин России.

Суккот, или «праздник собирания плодов», семидневный праздник, начинающийся в 15-й день месяца тишрей, в память о кущах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта. Торжества длятся неделю, при этом первый (а в диаспорах и второй) день не рабочие, а на восьмой день празднуется Шмини ацерет («праздничное собрание восьмого дня»).

В книге Левит содержатся два особых предписания, связанные с Суккот: «в кущах живите семь дней... чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской»; и «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней».

В соответствии с первой заповедью евреи к празднику строят шалаш, называемый сукка, из любого подручного материала, покрывая ее листьями или соломой. Покрытие, однако, не должно быть очень плотным, чтобы дождь мог проникнуть внутрь. Строение должно быть украшено. В первый вечер праздника хозяин сукки должен поужинать в ней или съесть хотя бы кусок хлеба. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов общины, у которых нет своей сукки.

Вторая заповедь, заповедь четырех растений, предписывает держать в руках пучок из четырех растений (этрог — цитрон, лулав — ветвь финиковой пальмы, адас — ветвь мирта, арава — ветвь ивы) во время произнесения благословения. Еврейские мудрецы говорят, что растения символизируют евреев, находящихся в разных степенях близости к еврейству. Этрог (цитрон) обладает приятными вкусом и запахом — символ еврея мудреца и праведника. Лулав (ветвь финиковой пальмы) — люди, обладающие мудростью, не отражающейся на доброте их поступков. Адас (ветвь мирта) символизирует евреев, исполняющих заповеди, руководствуясь верой, трепетом или любовью к Творцу, но не обширностью познаний в Торе. Арава (ветвь ивы) – это евреи, не знакомые с мудростью Торы и не исполняющие ее заповеди.

Исполняя заповедь четырех растений, человек показывает равенство и мудрецов, и грешников перед лицом Творца в праздник Суккот, ибо в радости все равны.

Шмини ацерет празднуется в соответствии с библейским предписанием «В восьмой день пусть будет у вас праздничное собрание (ацерет); никакой работы не делайте». Законоучители рассматривают Шмини ацерет как отдельный праздник. В этот день произносятся поминальные молитвы и молитвы о дожде.

{* *}