Top.Mail.Ru

В Берлине проходит выставка "Где же Львов?"

10.10.2007

В центре иудаистики в Берлине проходит выставка «Wo ist Lemberg?» ("Где же Львов?"- совместный проект еврейского культурного общества в Берлине и львовского Центра истории городов Восточной Европы, пишет "Русская Германия". Выставка открыта до 2 декабря.
 
И в самом деле – где же он, Лемберг? Куда пропал с географических карт? Все в порядке, никуда он не делся. Стоит там, где и стоял без малого восемь веков – у подножия Карпатских гор, на пересечении европейских дорог. Только называется он теперь, как и большую часть своей истории, Львов. Под таким именем он впервые упоминается в галицко-волынских летописях 1256 года. Львовом он оставался вплоть до 1772 года, когда на полтора века стал австро-венгерским Лембергом. А сегодня это бесспорная культурная и политическая столица запада Украины.

В названии выставки заложен, возможно, ностальгический смысл. Потому что, сохранив памятники истории и архитектуры, Львов потерял в какой-то момент неповторимый, только ему присущий дух интернационализма, веротерпимости и гостеприимства. Дух, рожденный самой историей. Ведь город так часто переходил из рук в руки, от одной страны к другой, что поневоле стал маленьким европейским Вавилоном, собравшим в себе разноплеменный народ. Но здесь говорили на одном языке – языке дружелюбия. Во Львове всегда существовали большие общины венгров, чехов, армян, русских. Многонациональность города и создала очаровательный характер львовянина – толерантного, ироничного, талантливого и немного беспечного.

Особую харизму добавили поляки и евреи. Еще с ХIII века Львов стал местом, куда бежали от ужасов антисемитизма евреи из Западной Европы. Здесь они чувствовали себя в безопасности. И в благодарность немало способствовали его процветанию. Интересна статистика, приведенная на выставке. Например, в 1931 году население Львова составляло 310 тысяч человек. Из них половина – поляки, 30% – евреи и 15% – украинцы. С начала ХХ века история города – это история великих переселений. Львув, Лемберг, Львив, Львов – город не по своей воле менял имена и хозяев. А каждый из хозяев пытался изменить город и его жителей. То советская власть депортирует поляков в Польшу, а недовольных новой властью – в Сибирь. На их место переселяются русские, украинцы и евреи со всего СССР. То 40 тысяч евреев бегут из оккупированной фашистами Польши во Львов. А в 90-х начинается массовый отъезд евреев на Запад.

Один из разделов выставки рассказывает о культурной, литературной и научной жизни этого славного, как говорят украинцы, «мiста». Потому что это какое-то особенное место, где рождались и творили замечательные художники, писатели, музыканты. Львов еще в средние века был центром медицины и фармакологии. Известнейший Львовский университет был открыт еще в 1608 году! В ХIX веке Львов – стремительно развивающийся европейский город. И кто знает, каким бы он стал, если бы не страшные события прошлого века. Судите сами: до 1941 года в городе проживало до 160 000 евреев. После его освобождения от фашистов было зарегистрировано лишь 800. Да, кому-то удалось бежать, но остальные были уничтожены во львовском гетто и лагерях смерти. Город, давший убежище тысячам людей, стал местом их гибели. Это печальные страницы истории Львова, и слава богу, что они перевернуты.

Город продолжает жить и развиваться. В нем по-прежнему рождаются талантливые люди, составляющие цвет мировой культурной и политической жизни. Взять хотя бы знаменитого музыканта Юрия Башмета или российского политика Григория Явлинского. Да и в российском шоу-бизнесе немало выходцев из Львова.

Отдельный раздел выставки посвящен львовянам, живущим в Германии. И не просто живущим, а успешно работающим, как, например, Борис Ксенский, выпускник Львовского политехнического института, а ныне ведущий программист одной из фирм в Потсдаме. Кстати, это благодаря усилиям Бориса на выставке можно увидеть уникальный документальный фильм, снятый в 30-е годы о Львове как об одном из центров массового проживания евреев в Европе. В одном из залов демонстрируется еще один интересный фильм. В нем новые цветные кадры накладываются на черно-белое изображение этих же мест, снятых несколько десятилетий назад. Грустно становится, когда какой-нибудь старинный особняк, синагога превращаются в нелепое современное строение или, того хуже, старое еврейское кладбище – в продуктовый рынок... А в остальном вроде все, как и прежде. Старики играют в шахматы в сквере, расслабленные львовяне пьют кофе в многочисленных кафешках, стоят на каждом углу львовские львы, разукрашенные, как берлинские медведи. Ну а что касается названия... Как говорится, хоть горшком назови, только в печь не сажай.

{* *}