Top.Mail.Ru

Иран покупает у Китая израильские истребители

23.10.2007

Иран подписал с Китаем контракт о поставке двух эскадрилий истребителя J-10. Проект этого самолета был разработан Израилем для своих ВВС, а затем продан Пекину. Двигатели для истребителей поставит Россия, сообщает "Коммерсант".

Пекин и Тегеран подписали соглашение о поставке китайских истребителей J-10 для иранских ВВС. Представители авиакорпорации Iran Aircraft Manufacturing Industrial утверждают, что поставку двух эскадрилий J-10 (24 машины) Китай выполнит в 2008-2010 годах. Стоимость одной такой машины эксперты оценивают примерно в $40 млн, так что стоимость контракта может составить около $1 млрд.

Максимальная дальность полета J-10 с подвесными топливными баками составляет 2940 км. Тем самым Иран с их помощью сможет не только выполнять полеты над всем Персидским заливом, но и теоретически даже предпринимать рейды до Израиля с возвращением затем на свои базы. До сих пор самыми "дальнобойными" истребителями у Ирана были российские МиГ-29, имеющие максимальную дальность полета 2100 км.

Примечательно, что J-10 (известен также под названием Super-10) является, по сути, доработанным израильским истребителем Lavi. Этот самолет разработала израильская компания IAI в 80-х годах. Однако в 1987 году проект пришлось закрыть из-за американского давления: США опасались появления на мировом оружейном рынке конкурента истребителю F-16. В результате в Израиль на очень льготных условиях были поставлены F-16. В то же время документацию на Lavi Израиль продал Китаю с правом доработки и серийного производства.

Первый полет J-10 состоялся в июне 2002 года. В 2004 году завершились его испытания, после чего началось серийное производство J-10. По данным экспертов, по состоянию на середину 2007 года китайские ВВС располагали уже 89 J-10. По неофициальной информации, Китай намеревался построить для своих нужд 120 таких истребителей. В качестве двигательной установки на J-10 используется российский мотор АЛ-31ФН. Это модернизированный вариант широко используемого на истребителях Су-27 турбореактивного двигателя АЛ-31Ф. Китай заключил в июле 2005 года с "Рособоронэкспортом" контракт о поставке в течение двух лет 100 АЛ-31ФН производства московского завода "Салют" с возможным опционом еще на 100 моторов. Летом 2007 года Китай воспользовался опционом: был подписан новый контракт еще на 100 АЛ-31ФН, которые будут поставлены в течение следующих двух лет.

Одновременно Китай создал экспортную версию J-10. В апреле 2007 года на переговорах в Пекине официальная делегация Пакистана выразила намерение приобрести 36 J-10 в 2008-2010 годах. Вторым покупателем самолета теперь станет Иран. По сообщению израильской газеты "Едиот Ахронот" со ссылкой на неназванного специалиста в сфере безопасности, в июне этого года на международном авиасалоне в Ле-Бурже иранские специалисты подтвердили свое желание приобрести J-10. Газета также отметила, что один раз Израиль уже имел неудачный опыт экспорта своих вооружений: минометы, произведенные израильской компанией Soltam, были проданы в 70-е годы шахскому Ирану. В итоге же минометы оказались в руках ливанской организации "Хизбалла", обстреливавшей из них в прошлом году северные районы Израиля. Теперь израильские эксперты опасаются, что истребители Lavi, ставшие в Китае J-10, могут быть использованы Ираном против Израиля.

{* *}