Top.Mail.Ru

Одного из братьев Бельских обвиняют в мошенничестве

28.11.2007

Одного из братьев Бельских, легендарных еврейских партизан эпохи Второй мировой войны, обвиняют в мошенничестве. Восьмидесятилетнему Арону Беллу грозит 90-летний тюремный срок. То есть к моменту освобождения ему может быть 170...

Это сегодня у жителя Палм-Бич во Флориде фамилия Белл, а в далекие 40-е прошлого века звался он Бельским, как и трое его старших братьев – Тувия, Зюс и Азаель, легендарных героев еврейского сопротивления нацизму.

Западная Белоруссия, местечко Станкевичи, ставшее по пакту Молотова –Риббентропа советским, 41-й год – вторжение фашистов. Тысячи и тысячи расстрелянных, сожженных, закопанных заживо, согнанных, как скот, в гетто евреев. И четыре брата, решивших, что нужно бо-роться за свои и чужие жизни. Они ушли в лес и создали партизанский отряд – возможно, самый необычный, совсем не «ковпаковский», никак не связанный с Большой землей. Сам по себе — еврейский отряд спасения.
С самого начала Тувия провозгласил: «Спасать евреев нам гораздо важнее, чем убивать немцев». В этот отряд собирали всех евреев, независимо от возраста и пола. И потому большинство там составляли женщины, старики и дети. К моменту прихода Красной армии в нем насчитывалось более 1200 человек.
Командовал и распоряжался хозяйством Тувия; Азаель стоял во главе вооруженного подразделения обороны; Зюс отвечал за разведку. Младшему, подростку Арону, также нашлось дело: он, знавший лес лучше, чем кто бы то ни было, был связным с другими партизанскими отрядами, с гетто, с людьми, ныне называемыми Праведниками мира, среди которых выделялась семья Константина Козловского, переправившая к Бельским сотни узников из гетто в Новогрудках.

Да, в Налибокском лесу был не просто отряд. Это было настоящее, хоть и кочующее, селение: с хлебопекарней, со своим скотом, скотниками и мясником, с мыловарней и баней, больницей и школой, здесь были кузнецы и гончары, повара и портные, здесь были даже музыканты, игравшие по праздникам и на... свадьбах; и была синагога, где вел службы вызволенный из гетто раввин Давид Брук. И при этом боевое крыло совершало рейды, отбивая у немцев продовольствие, убивая повинных в смерти евреев полицаев, порой помогая руководимым Ставкой партизанским отрядам, как всюду подчеркивается – в обмен на продукты, медикаменты и оружие. Хорошо это или плохо, но им не было дела до Советов... Правда, позже Азаель вместе со своим крылом примкнул к Красной армии; он погиб в Германии в 1944 году.

Можно много рассказывать о Бельских и их удивительном отряде. Но об этом уже написано несколько книг, а в ближайшее время Голливуд выпустит на экраны фильм с Дэниелом Крейгом в роли Тувии.
Кратко — о послевоенной истории семьи. Три оставшихся в живых брата эмигрировали сначала в Израиль, оттуда — в США, поселились в Нью-Йорке, работали кем придется, пока не добились удачи в деле извоза и грузоперевозок. Двое умерли, Арон последний, как здесь гово-рят, survivor – переживший братьев. Так же называют и переживших Холокост.

И вот сегодня Арона и его 58-летнюю жену Генрику обвиняют в вопиющем обмане и похищении другого пережившего нацистский террор человека – 93-летней католички Янины Заневской. Так у нее в жизни получилось – быть во время войны в одном концлагере с евреями, а теперь жить в одном комплексе кондоминиумов с Ароном Беллом и его супругой.

Они подружились. А недавно супруги будто бы убедили старую женщину дать им юридическое право распоряжаться ее сбережениями, и 250 тысяч из них перекочевали на их счета. Но и это не все: супруги перевезли бабушку в Варшаву, где сдали в дом для престарелых. Полиция утверждает, что Беллы уговорили Янину съездить в Польшу на отдых, а затем, обманом оставив ее там, вернулись в Палм-Бич и ист-ратили деньги старушки до последнего цента.

Было это в мае. Открылась афера в августе, когда банковский служащий заметил, что Беллы снимают деньги со счета Заневской. Полиция привезла бабушку назад 4 октября, и, как сообщается, она находится в столь здравом уме, что даже радостно воскликнула: «Слава Богу, вы меня нашли!».
Это как-то не совпадает с заявлением адвоката Беллов Стивена Гомберга: «Все утверждения, что Беллы переправили несчастную ста-рушку в Польшу, дабы украсть ее деньги, – абсурд. Они просто помогали Янине в финансовых делах, поскольку разум ее слабеет». И дальше, прошу внимания, важная фраза: «Есть немало старых людей, чей возраст перевалил за 90, постепенно теряющих способность управлять своими делами, но имеющих собственность и деньги, которые некому передать в управление и некому завещать. Как только эти люди становятся совсем немощными, медицинские учреждения и те же дома для престарелых их полностью разоряют, и они в конце концов уходят из жизни в заведениях отнюдь не первого разряда...» Адвокат твердо заявил, что «у Заневской ничего не украдено. Она ни цента не потеряла».

Адвокат же Заневской (а таковой для нее быстро нашелся – за те же деньги...) Роберт Монтгомери утверждает прямо противоположное: «Беллы украли ее деньги. Нет никаких сомнений: они обчистили ее».

Кстати, и тот и другой адвокаты пытаются использовать, каждый по-своему, слова директора польского дома для престарелых Евы Чиры, которая сказала: «Заневская понимала, где она находится, что происходит и кто привез ее сюда». И далее: «Она рассказывала разные, противоречащие друг другу истории. Настроение у нее быстро меняется. Она может быть очень приветливой, разговорчивой и даже мудрой, а потом вдруг превратиться в подозрительную и агрессивную».

Родственники Арона Белла шокированы выдвинутыми против него обвинениями. Цви Бельский, 56-летний сын Зюса, заявил: «То, что ин-криминируют дяде, полностью противоречит всему, что я о нем знаю. А я его, любимого и самого дорогого мне человека, знаю очень хорошо. Я не могу поверить, что он способен на нечестный поступок».

Автор книги «Братья Бельские» Питер Даффи, который многократно встречался с Ароном, говорит: «Меня никто и никогда не убедит, что Арон мог сделать что-либо, что может уронить его честь. Все это – бессмыслица!».

Пока нет комментариев от самого Арона Бельского. Кое-кто полагает, что всю мошенническую схему задумала и осуществила его сравнительно молодая жена. Но большинство знакомых Белла думают, что, скорее всего, сама Заневская выразила, как это часто бывает, желание умереть на родине, а супруги решили ей помочь и деньги перевели или намеревались перевести в Польшу, где за столь солидную сумму ей гарантирован наилучший уход.

Это тоже некоторое покушение на американское законодательство. Но такое, за которое к цифре 80 не придется добавлять 90.

{* *}