Top.Mail.Ru

Выставка работ Павла Пепперштейна в московской галерее "Риджина"

05.12.2007

...В начале Павел Пепперштейн написал Путину, Лужкову и Матвиенко письмо на трех языках, в котором предложил перенести столицу на новое место (чтобы не уродовать нынешние) и назвать ее Россия. Письмо сопровождали акварельные наброски будущего города. Теперь галерея «Риджина» на «Винзаводе» открывается новыми эскизами России-сити. Выставка продлится до 24 декабря.

Непонятно, чем Павел Пепперштейн стал заниматься раньше — писать или рисовать. В любом случае книги и выставки выходят у него попеременно и довольно часто. Новой выставке предшествовало письмо — тоже своего рода литература; впрочем, обо всем по порядку.

Выставка открывается в галерее «Риджина», которая, в свою очередь, тоже открывается — в новом выставочном пространстве, в «Винзаводе» (теперь тут собрались все главные боевые силы: XL, «Айдан», Галерея Марата Гельмана и «Риджина»). С галереей Пепперштейн сотрудничает давно и регулярно — за 2000-е годы он сделал в «Риджине» три выставки, четвертая называется «Город Россия». «Последствия истребления этих великолепных и таинственных душ будут чрезвычайно мрачными для всей страны: прежде всего подобные утраты подтачивают сам «смысл России», а смысл той или иной страны хоть и не может быть выражен словами, тем не менее на глубинном уровне остро ощущается как ее жителями, так и окружающим миром. Этот смысл не может быть сведен к идее экономического развития и прогресса» — это строки из упомянутого выше письма Пепперштейна, отправленного Путину, Лужкову и Матвиенко на трех языках с сопровождающими акварельными рисунками. Месседж письма — прекратить уродовать исторический облик городов, а вместо этого взять и перенести столицу на новое место и назвать ее Россия. Построить столицу лучше всего между Питером и Москвой, где-то в районе Бологого. Письмо сопровождается графическими работами — этакая помесь идеального города Пьеро делла Франчески, геометрических домов французского архитектора Леду и «Метрополиса» Фрица Ланга. Правильная перспектива, застройка по красной линии, шарообразные и кубические объемы домов сочетаются с какими-то завитушками, летающими тарелками и воздушными шарами и разными лейтмотивами. Например, над мелко вырисованным акварелью городом довлеет внушительных размеров Башня Малевича в виде черного куба без окон и дверей — которая, согласно пророчествам Пепперштейна, должна появиться в России примерно к 2094 году. Письмо уже успело побывать на Елисейских Полях — как экспонат коллективной выставки русских художников «Moscopolis». В Париже его сопровождали рисунки с небоскребом-фаллосом и домом-вагиной, летящими лицами и бабой в красном платочке (в стиле Малевича же) — она накрывает юбкой находящийся под ногами город. В «Риджине», видимо, будут другие акварели. Пепперштейн настолько увлекся идеей России-Сити, что рисует к открытию новый вариант города. На этот раз более монументально — маслом. Кажется, все это мы уже проходили, сначала в 20-х, потом в 60-х — идея Пепперштейна напоминает несколько осовремененные советские утопии об идеальных городах, авангардных микрорайонах, домах-коммунах. Отличие одно: тогда об этом серьезно думали люди, принимающие решения. Теперь — один лишь Пепперштейн.

{* *}