«LeeVees» расскажут меломанам о Хануке и латкес

13.12.2007

livis.jpgИскусные гитарные партии и зачаровывающие басы и барабаны, если бы не лиричность их песен, можно было бы подумать, что группа «LeeVees» – это еще одна начинающая американская рок-группа.

Именно их лирика, которая заключает в себе размышления на тему, с чем лучше есть латкес или как правильно пишется слово «Ханука», ставит творчество «LeeVees» в разряд нового музыкального жанра, который поклонники группы определяют как «новую еврейскую музыку».

«Наши песни о том, каково это – быть евреем. Можно сказать, что мы группа с еврейской тематикой», — говорит Дейв Шнейдер. Два года назад он вместе с Адамом Гарднером основал группу «LeeVees», для того чтобы писать песни, посвященные именно Хануке. «Мы любим повеселиться, но к своим песням подходим очень серьезно», — сказал Шнейдер в интервью AFP.

«LeeVees» входит в число семи музыкальных групп, записывающихся в компании «JDub records» – одном из лейблов новой волны, появившихся в США за последнее десятилетие. «”JDub” начинала как компания друзей, которые знали несколько групп, чье творчество было далеко от клезмера», — говорит Джейкоб Харрис, отвечающий за подбор артистов и репертуара для студии звукозаписи.

Клезмер – это вид традиционной еврейской музыки, еще в средние века вышедший из творчества бродячих музыкантов восточной Европы, называемых клезмерами. Основными инструментами этого стиля были скрипка и кларнет, но никакого вокала или басов: пуристы боролись в то время за чистоту нравов во всем. В ХХ веке вместе с еврейскими иммигрантами клезмер появился в США, где ассимилировался среди других стилей американской музыки и заимствовал множество характерных черт от джаза. В результате культурного синтеза появился уникальный трансатлантический клезмер, но в то же время он сохранил восточноевропейские корни и явную еврейскую тематику.

Эту музыку играют люди, которые ломают устоявшиеся стереотипы, не отвергая национальных традиций. Например, своим внешним видом еврейский рэпер Матисьягу производит впечатление чрезвычайно религиозного и традиционного человека. Однако в то же время он читает рэп и поет регги наравне с лучшими представителями этих стилей.

«У иудаизма богатая культурная история. Она включает в себя 3000 лет музыки, танцев и различных видов искусства. К сожалению, после Холокоста многое из этого отдалилось от своих корней и утратило свою индивидуальность, — говорит Харрис. — То, что мы делаем, можно назвать еврейской музыкой, которая одновременно нова и подлинна. В ней есть заимствования из других жанров, но их комбинация и создает уникальность.. И кстати, у нас нет ни одного кларнетиста». Возрождение еврейской музыки идет бок о бок с религией и традициями. «Раньше, для того чтобы быть евреем, нужно было просто прийти в синагогу или присоединиться к обществу других евреев. Однако для современной молодежи этого недостаточно», — говорит Харрис.

«JDub» тоже возложила на себя задачу сплотить между собой различные культуры, но в то же время так, чтобы «оставить “безопасное” пространство для каждой из них». «В 2004 году мы организовали концерт в Бруклине с участием мусульманских, арабских, еврейских и израильских исполнителей, которые представляли на одной сцене как современные, так и традиционные стили музыки», — рассказал Харрис.

Группа «LeeVees» сочетает в своем творчестве актуальность и традицию, в то же время они, в отличие от многих альтернативных команд, предпочитают музыку без политики. «Много команд развивает политическую тему намного лучше нас. Нас больше вдохновляет Мел Брукс, чем Боб Марли. Но то, что мы делаем, обращено к широкой аудитории, и это способствует тому, что новая еврейская музыка становится модным течением», — заключил Шнейдер.

Оксана Ширкина