Top.Mail.Ru

В Москве выступил композитор Вячеслав Ганелин

18.12.2007

Пианист и композитор Вячеслав Ганелин, живущий ныне в Израиле, вновь приехал в Москву, пишет "Газета".

Музыкант по праву может считаться одним из лидеров советского авангардного джаза. Собранное им трио Ганелин — Тарасов — Чекасин (в российском варианте — ГТЧ, на экспорт — Ganelin Trio) произвело революцию на отечественной авангардной сцене и покорило западную. Если в каком-нибудь авторитетном списке выдающихся джазовых музыкантов упоминаются музыканты из бывшего СССР, то это, скорее всего, участники ГТЧ.

Как любой мыслящий исполнитель, Ганелин не любит ярлыков, и описывать его музыку в двух словах — дело неблагодарное. Однако чтобы дать представление о ГТЧ, стоит вспомнить, что чаще всего ставили им в заслугу: парадоксальное сочетание абсолютной свободы с композиторской продуманностью.

Ганелин уехал в Израиль в 1987 году. ГТЧ ненадолго собрались вновь 15 лет спустя, но дальше нескольких концертов дело не пошло: к тому времени каждый был слишком занят собственными проектами.

Все трое стараются выходить за рамки традиционного музицирования. Наиболее радикальным оказался ударник Владимир Тарасов: продолжая считать себя джазовым музыкантом и выступать в ансамблях и соло, он всерьез обратился к визуальному искусству. Саксофонист Владимир Чекасин каждое выступление старается превратить в масштабное действо с участием максимального числа творческих единиц, включая танцовщиков, художников боди-арта и представителей других видов искусства. Вячеслав Ганелин тоже часто выступает с балеринами и художниками. В Москву он приезжал неоднократно, в том числе с новыми трио — с саксофонистом Пятрасом Вишняускасом и барабанщиком Клаусом Кугелем или с контрабасистом Виктором Фонаревым и ударником Микой Марковичем.

В этот раз в Еврейском культурном центре и «Доме» Ганелин выступил в воскресенье с израильским мультиинструменталистом Гершоном Вайзерфирером.

Нынешний партнер Ганелина родился в Таджикистане, в Израиле он оказался в 1980 году в восьмилетнем возрасте. Сейчас Вайзерфирер считается одним из самых успешных и ярких музыкантов на израильской импровизационной сцене, много выступает в других странах, играет и на духовых, и на струнных, и на ударных инструментах. На концерте в культурном центре «Дом» он пускал в ход тромбон, этнические флейты, варган, калимбу (африканский ударный инструмент), бубен, терменвокс, банджо и уд, древнюю арабскую лютню. Ганелин, как и в прежние годы, играл не только на рояле, но и на синтезаторе. С задних рядов синтезатор не было видно, поэтому иногда казалось, что Ганелин создает звуки оркестра или ударных прямо из воздуха. Этот визуальный обман был не единственным. Во-первых, оба музыканта играли в основном сидя (Ганелин вовсе не вставал, а Вайзерфирер — лишь изредка) и почти что на разных концах сцены, тем не менее демонстрировали полное взаимопонимание, и каждый с ходу улавливал течение мысли другого. Во-вторых, когда смотришь на дуэт «фортепиано — лютня», ожидаешь музыки исключительно акустической и медитативной, а исполнители обрушили на слушателей настоящий шквал при помощи тембров припрятанного синтезатора и примочек подключенного к сети уда.

Израильскому дуэту удалось поразить публику не только богатством музыкального мышления, виртуозностью, сменой настроений и красок, но и несоответствием между сценической картинкой и звукорядом. После двух продолжительных импровизаций, по отделению каждая, музыканты сыграли на бис небольшую композицию, в которой фортепианные аккорды сопровождали тихий перебор на калимбе.

{* *}