Top.Mail.Ru

Что думают сирийские евреи о кончине Хафиза Ассада?

19.06.2000

Накануне похорон президента Хафиза Ассада два руководителя еврейских сефардских общин из Бруклина, вооружившись частными приглашениями на посещение церемонии, бросились в аэропорт им. Кеннеди.

Один из этих руководителей. Джек Кассин заявил, что Ассад действовал “честно и справедливо в отношении еврейской общины”. Отец Джека, Саул Джекоб Кассин, является главным раввином сирийской еврейской общины в США.

В конечном итоге оба этих человека не вылетели в Сирию, поскольку они получили информацию о том, что их безопасность не гарантируется.

Однако это не помешало их поддержке политической линии, которой придерживался Ассад, скончавшийся в прошлую субботу в возрасте 69 лет.

Кассин сказал: “Все сирийские евреи любили Ассада”.

Для многих евреев слова Кассина могут показаться невероятными. Ассад был известен своим жестоким отношениям к правам человека, поддержкой международного терроризма и своим нежеланием к установлению мира с Израилем.

Директор Ближневосточного форума, Дэниэл Пайпс, говорит: “Наследие Ассада ужасно. Трудно найти хотя бы что-нибудь положительное в его правлении”.

Пайпс отмечает, что за годы правления Ассада в стране не только постоянно ущемлялись и нарушались права человека, происходила милитаризация общественной жизни, но, при этом, наблюдался еще и постоянный спад в экономике.

Однако Кассин не является единственным из числа недавних сирийских эмигрантов в Бруклине (самом большом анклаве сирийских евреев в США), которые выражают свое восхищение Ассадом.

Отвечая на вопросы прессы, некоторые недавние эмигранты выражали благодарность Ассаду за то, что он дал им разрешение покинуть Сирию. Они увертывались от вопросов относительно плохого отношения Ассада к Израилю и предлагали поддержку его преемнику, сыну Башару.

Первые сирийские евреи, в основном из Дамаска и Алеппо, прибыли в значительных количествах в США в начале ХХ века.

С тех пор многие из них сделали неплохую карьеру в ювелирном бизнесе и в торговле одеждой.

Согласно данным активистов сефардов более 30 тысяч или 90% сирийских евреев в США живут с удобствами в Мидвуде, по соседству с Бруклином в кирпичных домах с ухоженными газонами.

Они соблюдают религиозные традиции, их синагоги и еврейские школы занимают широкую полосу бульваров Оушен Парквей и Кони Айленд авеню.

Исполнительный директор Дома сефардов, организации занимающейся вопросами истории и культуры сефардов, Дженайс Овадия говорит: “Они, действительно,

сильно привязаны друг к другу”.

По мнению еврея иракского происхождения, живущего в Бруклине, где он женился на еврейке из Сирии, Абе Элиау, чувство изоляции было хорошо известно сефардам в их прежней стране, в Сирии.

Он уверяет, что “некоторые евреи из сирийской общины настолько тесно связаны друг с другом, что не имеют ни малейшего представления о том, что делается в остальной стране. Единственными новостями для них было то, что им говорил Ассад”.

В среду после похорон президента Ассада журналисты взяли интервью у сирийских евреев, совершавших свои ежедневные молитвы в Конгрегации Шевет Ахим. Все 15 человек заявили, что очень опечалились известием о смерти Ассада.

Все они, прекрасно изъяснялись на арабском, но довольно плохо говорили по-английски.

Они считают, что Ассад дал им свободу. Он позволил им выехать из Сирии. Сначала, по их мнению, “это происходило со сложностями, но потом стало легче”.

Человек, согласившийся дать интервью, но просивший не называть своего имени, сказал, что он был в числе 4000 человек сирийских евреев, которые эмигрировали в начале 90-х годов, после того, как Ассад под давлением США, Израиля и мирового еврейского сообщества снял эмиграционные ограничения, поскольку эмигранты не выезжали в Израиль.

Большая часть их выехала в США, но, однако, 1,5 тысяч человек, все же, направились в Израиль.

Основатель и первый президент Совета по спасению сирийских евреев, группы сделавшей возможным исход евреев из Сирии в 90-х годах, Алберт Айал, сказал, что послабление санкций в отношении евреев Сирии началось в середине 80-х годов.

Евреям разрешили свободно передвигаться по стране. Им даже было разрешено совершать поездки за границу, однако, при этом всей семье не разрешали выезжать вместе, для того, чтобы сохранялась уверенность в возвращении путешествующих.

Айал говорит: “Вы хватаете птичку, сажаете ее в бриллиантовую клетку, но это все равно клетка”.

Некоторые евреи, которые покинули Сирию в 90-х, все еще имеют родственников в этой стране, где общая численность еврейского населения теперь составляет всего лишь 300 человек.

Некоторые эмигранты из Сирии, такие как отец и сын Шалу все еще располагают в Сирии собственностью. Семейство Шалу ведет переговоры о возвращении им их магазина в Дамаске, чем, частично, объясняется их поддержка Ассада.

Младший Шалу, уверявший, что он собирается направить в посольство соболезнования по случаю смерти Ассада, говорит, что “Ассад был хорош для евреев в том случае, если ты не выходил за рамки закона”. По словам молодого коммерсанта “дело менялось, если ты выходил за рамки закона”.

Под “меняющимся делом” молодой Шалу имел ввиду нарушения прав человека, которые имели место в период правления Асада.

В 1974 году четыре сирийские еврейки, которые пытались покинуть страну, были убиты. Действительно, на протяжении 70-х и 80-х годов различные группы по защите прав человека привлекали внимание мировой общественности к положению сирийских евреев, которых заключали в тюрьму без предъявления обвинений.

Однако сирийские евреи были правы, заявляя, что Ассад оставил их в покое, по крайней мере, по сравнению с другими сирийцами.

В феврале 1982 года Ассад, принадлежащий к небольшой секте алиуитов, направил войска в город Хама, для подавления восстания мусульман-суннитов. При этом было убито 10000 человек.

Именно такого рода события заставляют одну их сирийских еврейских иммигранток Яффу Нахмани из Бруклина без сожаления рассуждать о кончине Ассада.

Она говорит: “Сказать по правде, я была счастлива узнать, что он страдает. Я проливала слезы, когда узнала, что умер король Иордании, но это было совсем другое дело. Я не считала его таким бесчеловечным, каким был Ассад. Хуссейн был совсем другим человеком”.

Нахмани, которая приехала в Нью-Йорк со своей семьей в 1956 году, говорит, что “ не чувствует большой потери. Но опасается за будущее”.

Страх, это то наследие, которое сирийские евреи принесли с собой в США. Многие из них отказывались давать интервью прессе. Некоторые из них все еще имеют семьи или родственников в Сирии и опасаются за их положение там.

По словам Элиау “раскачивать лодку (то есть подвергать критике Ассада — авт.) просто нет никакого смысла”.

{* *}