Top.Mail.Ru

Валентин Юдашкин отреставрировал особняк Сумарокова-Баратынского

31.01.2008

Известность московских памятников бывает обратно пропорциональна их значению. Только специалисты и любители старины знают, что в доме N 6 по Вознесенскому переулку родился Сумароков, а спустя столетие жил Баратынский. Мемориальная доска посвящена третьему великому жильцу — архитектору Ивану Жолтовскому. Недавно с фасадов дома сняты леса. Заказчиком реставрации выступает ООО "Валентин Юдашкин".

Усадьба известна с 1716 года, когда ею владел "стряпчий с ключом" Панкратий Борисович Сумароков. Его внук Александр Петрович родился в следующем году. Стены усадебного дома помнят и рождение, и детство будущего писателя. По данным новейших реставрационных исследований, сводчатые помещения в северном углу нижнего этажа могут относиться даже к XVII веку.

В 1732 году Сумароков почти на сорок лет переехал в Петербург. В родовом гнезде он бывал наездами. После смерти отца Александр Петрович уступил усадьбу сестре. В 1769 году, вернувшись в Москву после отставки, писатель поселился не здесь, а на современном Новинском бульваре (дом не сохранился). В конце жизни Сумароков женился на крепостной, но эта история, случившаяся раньше шереметевской, почему-то не стала частью московского любовного мифа. В 1777 году знаменитый богач Прокофий Демидов отнял у задолжавшего ему Сумарокова дом на Новинском. Через два дня Александр Петрович умер. Отец русской драматургии и основатель профессионального театра был похоронен за счет московских актеров в Донском монастыре.

Годом смерти писателя датируется план его родной усадьбы, на котором каменный дом показан одноэтажным. Спустя шестьдесят лет выполнен первый известный нам чертеж фасада. Теперь это был двухэтажный, предельно скромный дом в стиле классицизма, принадлежавший генералу Энгельгардту, тестю Баратынского. Чертеж бесценен: именно так выглядел дом, когда в нем жили Евгений Абрамович и Анастасия Львовна Баратынские.

Поэт поселился в Москве в 1825-м, а женился в 1826 году. Городская усадьба Энгельгардтов стала его московским адресом, а их же подмосковная, Мураново, — его загородным домом. "...Не зная бессонных ночей на балах и раутах, Баратынские ведут жизнь самую простую, — свидетельствовал современник. — Встают в семь часов утра во всякое время года, обедают в полдень, отходят ко сну в 9 часов вечера и никогда не выступают из этой рамки, что не мешает им быть всегда довольными, спокойными, следовательно, счастливыми".

Замечательно, что напротив (Вознесенский переулок, 9) в те же годы жил другой поэт — князь Вяземский. Пушкин бывал в обоих домах.

Баратынский прожил у Энгельгардтов почти десять лет, до 1836 года, когда купил дом на Спиридоновке. Старая усадьба еще несколько раз меняла владельцев, один из которых, губернский секретарь князь Голицын, придал главному дому существующий вид. Дата окончания перестройки известна точно, поскольку выложена по фасаду: 4 октября 1853 года. Главный мотив обильной наружной лепки — ангелочки-путти на сельскохозяйственных работах. Вообще, псевдобарочный характер фасадного декора отсылает ко временам Сумарокова. Планировка дома, вероятно, сохранилась со времен Баратынских. Назначение комнат определяется по аналогиям.

Дом и дальше выбирал себе если не великих, то известных хозяев, жильцов и гостей: писатель Александр Станкевич принимал здесь историков Соловьева и Забелина, Чайковского и Николая Рубинштейна, а во флигеле квартировали ученые-медики Иноземцев, Сеченов и Габричевский.

Архитектор Жолтовский прожил в доме 33 года, с 1926 по 1959-й. В эпоху авангарда Иван Владиславович хранил традицию неоклассики Серебряного века, чтобы в эпоху новой, так называемой сталинской классики сделаться корифеем, учителем нескольких поколений советских архитекторов.

Такое скопление великих имен в одних стенах — редкость даже для Москвы. Конечно, хотелось знать, что происходит за реставрационными лесами, стоявшими несколько лет. Бригаду проектировщиков во главе с Виктором Евдокимовым сменила бригада Галины Медведевой (институт "Спецпроектреставрация"). Фасадные работы были далеко не косметическими. Гипсовую лепку нашли ветхой, ее снимали и копировали. В итоге дом сохранил внешность 1853 года. Внутри экспонированы стены и своды времен Сумарокова.

Работа в интерьере будет продолжаться, вероятно, до конца 2008 года. Залы парадной анфилады на рубеже XIX — XX веков были отделаны дубовыми и ореховыми панелями, рельеф которых отвечает рельефу потолков. Состояние панелей сочтено тяжелым, сейчас они демонтированы — и хочется надеяться, что для реставрации.

В дирекции ООО "Валентин Юдашкин" "Известиям" сообщили, что дом будет использоваться для представительских функций.

{* *}