Top.Mail.Ru

Спектакль «Мой друг Гитлер» в петербургском еврейском общинном доме

13.02.2008

На прошлой неделе в Доме еврейской культуры ЕСОД выпускники Театральной Академии (курс Фильштинского и Додина) показали свой премьерный спектакль «Мой друг Гитлер». Режиссер спектакля, выпускник этого года Семен Александровский, взял для постановки пьесу Юкио Миссимы – последнего самурая Японии, поклонника Гитлера и сторонника императорской власти.

После неудачной попытки поднять восстание с целью поставить во главе Японии императора Миссима совершил харакири. По пьесе этого необычного человека и был поставлен спектакль, где впервые на петербургской сцене Гитлер (актер Андрей Терентьев) показан как обычный человек, случайно попавший на вершину власти и не готовый принимать жесткие политические решения.

Между тем, время, в которое происходит действие пьесы – 1934-35 г., – требовало подобных решений. На Гитлера давили со всех сторон: его друг Эрнст Рем (актер Степен Пивкин), создатель и вождь штурмовых отрядов, не смирившийся с концом революции, предлагал силой свергнуть президента республики; его соратник Грегор Штрассер (актер Иван Николаев), возглавляющий профсоюзы, настаивал на социальных гарантиях рабочим, иначе стачка; представитель крупных военных заводов Густав Круп (актер Вадим Романов) требовал кончать с идеями о революции и развивать военную промышленность. Между этими силами и мечется в поисках компромисса Гитлер. Но выхода нет, стороны не только не готовы договариваться – они вообще не слышат друг друга: верный Гитлеру Рем считает Штрассера интриганом и предателем идеалов революции, Крупа – мерзким капиталистом, которого еще придется раскулачивать; Штрассер видит в Реме дурака и ребенка, который заигрался в солдатики, в Крупе – конкурента в борьбе за влияние на Гитлера, а, в конечном счете, в борьбе за власть; Круп же вообще не рассматривает Рема и Штрассера ни как конкурентов, ни как сторонников – они мелкая помеха на пути «дружбы» крупного военного капитала и власти в лице Гитлера, который должен принять нужные военным решения… Поэтому Круп выжидает.

Все цветовое решение спектакля (художник Георгий Пашин) осуществлено в серо-зеленых, как военная куртка Рема, коричневых, как трость Крупа и стул для просителей, и черных, как сюртук и цилиндр Крупа, тонах. Единственное яркое пятно – это красные полотнища, образующие занавес, из-за которого появляются и уходят герои. Отблески красного цвета ложатся на лица, на костюмы, герои его как будто не замечают… но красный цвет, как цвет крови, на которую надо решится Гитлеру и к которой зовет Рем – везде, он постоянно сопровождает каждое действие и появление героев, они уходят в него, и однажды Рем и Штрассер уже не возвращаются: Гитлер принял решение.

Все действие спектакля (а он идет без антракта) происходит с одними и теми же декорациями. Прямоугольная сцена; с одной стороны – письменный стол с креслом, которое поочередно занимает каждый из героев, когда ему кажется, что ОН сейчас главный; с другой – стул, на который, приходя к Гитлеру, садятся просители. Расстояние между «просителями» и Гитлером во главе стола – это та дистанция, которая уже отделяет вчерашних друзей и сторонников от вождя. Не желая с этим мириться, они то медленно подходят к столу, то несутся к нему бегом, то даже сгоняют Гитлера из-за стола и пытаются занять его место… Но Гитлер каждый раз возвращается, а они вновь оказываются, как просители, на стуле.

Перед глазами зрителей проходят буквально 3-4 дня из жизни Адольфа Гитлера. За это время обычный человек превращается в вождя, того жестокого политика, который, как мы знаем из нашей истории, готов идти по крови для достижения своих целей. А начинается все с друзей и соратников...

{* *}