Top.Mail.Ru

Как стать евреем?

30.06.2000

Начиная с 1990 года, обзор еврейского населения США свидетельствует о том, что уровень смешанных браков всегда оставался достаточно высоким. Американская еврейская община всегда искала пути для обуздания процессов ассимиляции.

Лидеры общины хотели знать, какие программы являются более эффективными в плане поддержания еврейских браков.

Этот вопрос инициировал проведение многих социологических исследований, большая часть которых, однако, была более успешна в плане выявления связей между программами и еврейской идентичностью, чем в плане выявления связей между евреями.

Так, например, исследования показали, что выпускники дневных школ и питомцы некоторых молодежных групп более религиозно настроены, чем все евреи в целом.

Однако вопрос о том, что первично — курица или яйцо — стоит, по-прежнему остро в отношении того провоцируют ли дневные школы и некоторые молодежные группы появление более религиозного отношения к жизни или эти организации просто привлекают людей с определенной уже существующей диспозицией к соответствующему религиозному отношению?

Новое исследование, посвященное вопросу еврейской идентичности, возможно, поднимает больше вопросов, чем дает ответов.

Исследование евреев района Нью-Йорка показало, что чувства относительно еврейства меняются на протяжении жизни, и те, кто не получил религиозного воспитания или не был включен в круг традиционного образа жизни, могут все же считать себя евреями при рассмотрении вопроса о самоидентификации.

Исследование также не указывает на какую-либо программу в отдельности (дневные школы, летние лагеря или опыт посещения Израиля) как на наиболее эффективную. Вместо этого оно выявляет, что различные виды опыта могут оказаться эффективными для различных людей в различных обстоятельствах в процессе их жизни.

Автор исследования принимает тот факт, что сделанная работа предусматривает различного рода подходы для достижения цели.

Работа “Связи и путешествия”, принадлежащая перу старшего исследователя Центра современных еврейских исследований Университета в Брандисе Бетами Хоровиц отличается от других недавних исследований такого рода тем, что оно в большей степени сфокусировано на том, как люди ощущают свое еврейство, чем на том, насколько они соблюдают традиционные обряды и практику и насколько полноценно они включены в деятельность еврейских организаций.

Исследование ограничено рамками Нью-Йорка. Хоровиц признает, что евреи Нью-Йорка отличаются от других американских евреев тем, что они проживают в районах более плотного расселения еврейского населения и более склонны к ортодоксальному иудаизму, чем евреи в других частях страны.

Однако, она считает, что евреи в нью-йоркском пригороде напоминают евреев в других местах. Поскольку евреи нью-йоркского региона составляют 26 процентов всего еврейского населения США, “только по статистическим факторам ситуация с еврейством в Нью-Йорке играет большую роль для евреев в Америке в целом”.

Исследование, инициированное Федерацией нью-йоркской комиссии по проблемам еврейской идентичности и возрождения, основано на подробных интервью, сессиях фокус групп и обследовании 1504 взрослых евреев в возрасте от 22 до 52 лет, уроженцев США.

Важнейшими выводами исследования являются:

- Шестьдесят процентов обследованных свидетельствуют, что они испытывали изменение отношения к иудаизму в процессе жизни. Хоровиц пишет, что “еврейская идентичность не является стабильным фактором в чей-либо жизни, а, скорее, представляет собой параллель с индивидуальным ростом и развитием”.


    -
  • Ритуальная практика либо находится на стабильно низком уровне или сокращается для 70 процентов обследованных, в то время как “субъективная привязанность” или чувство важности фактора еврейской принадлежности либо постоянно высоко, либо увеличивается до 63 процентов.

    -
  • Те, кто не заняты интенсивно в еврейской жизни определяют свою еврейскую принадлежность субъективным образом. Хоровиц называет это подходом “салатного бара”, когда отдельные индивидуумы выбирают различные аспекты традиций из иудейского закона.

    -
  • Когда респондентов просили определить степень важности некоторых аспектов еврейской принадлежности, большая часть ответов концентрировалась на памяти о Холокосте и ведущих этических и моральных нормах жизни. Меньшая часть ответов, менее 30 процентов, измеряла степень еврейской идентичности соблюдением еврейских законов, поддержкой еврейских организаций, посещением синагог или изучением еврейских текстов.

    -
  • Дневные образовательные школы и другого рода ранний жизненный опыт, очевидно, играют более существенную роль в формировании еврейской идентичности сознания у ортодоксальных евреев. Либеральные иудаисты отвечали, что для них большее значение в плане еврейской идентичности сыграл опыт путешествий в Израиль, подростковые формы общения и общение в колледжах.

    -
  • Несмотря на то, что позитивный опыт детского образования способствует созданию предрасположенности к еврейской активности в последующей жизни у неортодоксальных евреев, “ те личности, которые не получили в детстве стабильного еврейского воспитания открыты в последующей жизни для влияния иного опыта”.

    -
  • Респонденты отвечали, что в иудаизме их в наибольшей степени привлекает опыт семейных отношений и институтов. На вопрос о том, что отвращает от иудаизма, респонденты называли негативный опыт с иудейскими институтами, плохие семейные отношения и неприятные столкновения с людьми, которые были более религиозны, чем сами опрашиваемые.

    -
  • Больше евреев было бы расстроено, если их дети перешли бы в христианство или никогда бы не закончили колледж (по 77 процентов в каждом из случаев), чем, если бы их ребенок вступил в брак с неевреем (51 процент ) и 45 процентов заявили, что для них вообще ничего не значит, если их ребенок вступит в брак с неевреем.

    -


Исследование обнаружило чувства еврейской привязанности среди евреев, которые не включены активно в жизнь общины. Вместе с тем, отмечается, что еврейская идентичность людей со “смешанным уровнем еврейского происхождения” в наибольшей степени подвержена внешним влияниям.

Именно благодаря этим двум выводам исследование стало центром долгих дебатов.

Исполнительный вице-президент Еврейской службы образования Северной Америки и глава Североамериканского комитета федеративной системы по возрождению и обновлению Джонатан Вучер сказал, что исследование показывает необходимость выявить то, как занять евреев, которые

( хотя и не очень сильно вовлечены в еврейскую жизнь), однако, в целом благоприятно относятся к своему еврейскому происхождению.

Согласно исследованию такие евреи составляют 34 процента всех американских евреев.

Он заявил: “Мы не можем просто списать этих людей и успокоится на этом только потому, что в настоящий период жизни они не ведут себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми активной частью еврейской общины”.

Алиса Куршан, вице-президент стратегического планирования и организационных ресурсов Федерации еврейских общин Нью-Йорка говорит: “Мы должны прекратить ожидание за дверью. Многие евреи не знают, где находится синагога. Вопрос состоит том, чтобы узнать, где евреи и что они делают”.

Социолог и директор исследований национальной организации, занимающейся смешанными еврейскими браками и их семьями Игон Мейер соглашается с этим: “Община должна найти столько же входов в нее, сколько есть выходов. Особенно это важно потому, что выход слишком широк”.

Он считает также, что “люди, которые наиболее интенсивно включены в еврейскую жизнь, также как и те, которые наименьшим образом связаны с ней” являются “наименее впечатлительными и восприимчивыми к опыту, который может изменить их еврейскую идентичность”.

Хоровиц считает, что между этими точками зрения нет противоречия. Она говорит: “Я думаю, что середина находится там, где существует наибольшее непостоянство, однако, правда также и в том, что наименее вовлеченные, безразличные, в наибольшей степени представлены молодыми одинокими мужчинами, и, если вы сможете оказать на них влияние на этой стадии жизни, их не следует списывать со счетов”.

Так же как Хоровиц, многие интерпретировали открытия как знак того, что следует предлагать самый разнообразный набор программ, принимая во внимание то, что различные виды опыта могут оказывать воздействие на людей на различных стадиях их жизни.

Куршан говорит: “Это подтверждает стратегию, которую мы взяли на вооружение и которая заключается в том, что не существует единой схемы для того, чтобы взять всех пятилетних детей и сделать из них евреев”. Куршан считает, что необходимо работать в разных направлениях над этим вопросом.

Вучер, Куршан, Хоровиц и исполнительный вице-президент нью-йоркской федерации Джон Рускей — все они в один голос говорят, что произведенная работа указывает на необходимость дальнейшего исследования по поводу еврейской идентичности. Однако один верный сторонник еврейских дневных школ, который не устает повторять, что финансирование дневных школ должно быть наиболее важной целью для еврейской общины, скептически относится к возможности использования работы Хоровиц.

Джордж Ханус из Чикаго, занимающийся недвижимостью, который начал национальную кампанию, нацеленную на то, чтобы убедить всех евреев внести 5 процентов стоимости их недвижимости в фонд развития школ, говорит, что со времени выпуска в 1990 году Обзора еврейского населения США было произведено “достаточно исследований, ситуационных анализов, конференций высокого уровня для того, чтобы заполнить ими мусорный бак”. Ответ на этот вопрос, как он считает, очень прост. “Если мы даем нашим детям еврейское образование, то тогда мы будем иметь больше взрослых евреев, вовлеченных в еврейскую жизнь”.

Однако Хоровиц защищает свое исследование, говоря, что оно способствует большему взаимопониманию и пониманию еврейской идентичности, что должно помочь общине найти наилучший подход для привлечения евреев.

{* *}