Top.Mail.Ru

Концерт Даниила Крамера и Аркадия Шилкопера в Тюмени

21.02.2008

"Даниил Крамер представляет" — для многих тюменцев это давно уже стало лучшей рекомендацией концерта. Настоящий передвижник, Крамер не устает знакомить провинциальную публику с лучшими образцами современного джаза. Благодаря его усилиям, тюменская публика при виде афиш Аркадия Шилклопера сразу поняла, о чем речь, и в назначенный час заполонила зал тюменской филармонии.

Крамер пригласил этого музыканта в Тюмень не впервые, несколько лет назад Шилклопер выступил на рождественском джаз-фестивале. Тогда его знаменитый мотив "Folk song" здорово полюбился французскому скрипачу Дидье Локвуду и стал самым ярким номером гала-концерта.

С "Folk song", музыкального автографа Шилклопера, начался и концерт 10 февраля. Даниил Крамер заранее обратил внимание слушателей на то, насколько противоположны их с Аркадием подходы к музыке: "Шилклопер любит паузы, воздух, дыхание, медитации".

Прелюдия к "Folk song" тут же подтвердила верность этой формулы. Флюгергорн звучал прозрачно и долго, будто музыкант стоит на горной вершине, неторопливо отпуская мелодию на волю ветра. Направляя звук в распахнутое нутро рояля, Шилклопер создал эффект "звенящей тишины" — струны тихо, но верно отражали протяжную музыку альпийских вершин.

Потом последовали перепевки, вариации, игра в поддавки и перегонки между роялем и флюгергорном, народная мелодия переливалась, обращаясь то в восточные мотивы, то в кельтские, то в напевные, то в плясовые.

Следующим номером прозвучала тема другого джазмена, с которым Крамер знакомил тюменцев, — "Прелюд" Вячеслава Горского. "Обычно на джазовых концертах исполняют собственные темы и американские стандарты, реже — мелодии отечественных музыкантов", — прокомментировал Крамер.

В общем, понятно, почему симпатичная тема Горского не стала общепринятым стандартом — все-таки, не будучи специалистом, ты не узнаешь ее из тысячи. Но публике грех было жаловаться, музыканты развернули замечательную импровизацию, которая наглядно демонстрировала их отличие и даже полярность. "Мы как день и ночь в подходах к музыке", — говорит Даниил Крамер.

Шилклопер сменил флюгергорн на валторну и ударился в лирику: его партии звучали чувственно, эмоционально, артистично, к тому же были украшены духовыми спецэффектами. У Крамера получается музыка более прохладная, рассудочная, он упивается стремительной техникой и всегда подпевает себе, азартно выстукивая ногами, почти выкрикивая ритмический рисунок.

Но коронным номером концерта все же стал альпийский рог Аркадия Шилклопера, присутствовавший на сцене с самого начала и интригующий публику всей своей 3,6-метровой длиной. Альпийский рог — это в большей степени аттракцион. Нет —  конечно! У него необычный гулкий звук, тембр несколько отличается от привычных духовых, но главное его достоинство — необычная величина, изумляющая публику, и та легкость, с который Шилклопер выдувает из рога мелодии. Ведь известно, что настоящие швейцарские "альпенрогисты" играют всего две ноты, рог — вроде тамтама, передающего информацию на большие расстояния. Аркадий — едва ли не единственный джазовый исполнитель на этом инструменте — сыграет что угодно, от древней как мир медитативной мелодии до сложного рисунка собственной "Folk song". Рог не имеет ни одного клапана для изменения высоты звука, так что все разнообразие музыкального мира, в том числе ритмичное чпоканье, музыкант издает при помощи губ.

Сольное выступление Шилклопера с альпийским рогом похоже на номер фокусника — он демонстрирует разные способы звукоизвлечения, мелодии разной сложности, он дует в рог нечеловечески долго, устало опускает руки, посматривает на часы, клоунски закатывает глаза, кокетничает, продолжая дуть, чтобы в конце номера получить от аудитории шквал аплодисментов. Обаятельный артист плюс необычный инструмент — вот и готов рецепт суперзвезды.

Шилклопер уже много лет живет в Германии, но постоянно гастролирует по миру, изредка заглядывая в Россию. В начале его карьеры были оркестры Большого театра и Московской филармонии, но путь валторниста в академической музыке для него был слишком узким и предсказуемым — Шилклопер, как мы теперь знаем, любит дышать полной грудью и запускать с альпийских вершин мелодии, как воздушных змеев.

{* *}