Top.Mail.Ru

Не спешите укладывать чемоданы: Русские евреи в Нью-Йорке борются за выживание

11.07.2000

По сообщениям газеты Вашингтон Пост евреям-эмигрантам из России жизнь в США не кажется раем.

Когда Алла Володарская приехала в США, она старалась украсить свою квартиру в Бруклине, которую она с мужем Ефимом сняла за 730 долларов в месяц. Они вытравили тараканов и постелили ковры, чтобы прикрыть в полу щели в палец толщиной, через которые доносились разговоры и запахи из расположенной на первом этаже прачечной.

Печальные мысли возникают при взгляде на эту чету пенсионеров, которым пришлось пройти четыре судебных процесса, длившихся на протяжении десятилетий, для того чтобы получить беженский статус и право на выезд из бывшего СССР и въезд в США в 1993 году. Живя в Киеве, Алла работала экономистом на фабрике по производству железнодорожного оборудования, а Ефим был заместителем главы украинского Управления строительных материалов, которое предоставило им отличную трехкомнатную квартиру.

Когда они приняли решение уехать из Киева и поселиться в США, они присоединились ко многим другим представителям еврейской интеллигенции и профессиональной элиты из бывшего Советского Союза, которые оказались перед лицом очевидного факта: нищета евреев в США достигает здесь рекордного уровня, начиная с 1945 года.

Согласно исследованию Совета Нью-Йорка по еврейской бедности число еврейских жителей Нью-Йорка, доходы которых упали до или ниже 150% уровня бедности США (а это составляет около 16900 долларов на одну семью в год), увеличилось более чем на 25% с 1990 года: со 145 тысяч человек до 185 тысяч.

Эти цифры, по мнению исполнительного директора Совета Вильяма Рапфогеля означают, что около 1/4 еврейского населения Нью-Йорка живет в бедности.

Политический консультант Нью-Йорка Хенк Шейнкопф говорит: “Евреи как социальная группа очень неплохо живут в этой стране. Это противоречит действительности”.

Однако численность людей, живущих в Нью-Йорке на грани уровня бедности, преуменьшается статистикой. В настоящее время 57% нью-йоркцев живет на уровне бедности.

Евреи-иммигранты из России, тем не менее, представляют собой особую группу бедных. Все они, приехавшие сюда в 90-х годах, в прошлом получили отличное образование и достигли достаточно высокого социального статуса в бывшем СССР. Здесь они ощущают себя лишними людьми. Мужчины — в большей степени, чем женщины.

Рапфогель уверяет, что “мужчины пенсионного возраста ведут себя так, как будто их жизнь уже кончена. Какие бы устремления у них ни были в их прежней стране, здесь они уже ничего не смогут достичь”.

Возраст (74 года), высокое кровяное давление и больное сердце не позволяют Ефиму найти себе работу в США. Алла, которой 63 года, говорит, что не может найти работу в магазине из-за своего возраста и плохого английского. Она записалась в колледж на курсы английского языка и американской истории.

Она говорит: “Может быть я выучу английский и получу какую-нибудь профессию?”.

Бюджет Володарских состоит из выплат за квартиру, 80 долларов по продовольственным карточкам, которые они получают от федерального правительства на еду и 120 долларов от федерального дополнительного дохода по обеспечению (ССАЙ), а также других бенефитов, которые обычно получают беженцы, “стоящие на велфере”.

Алла говорит, что жить “страшно неудобно и тяжело”.

По уверению Рапфогеля, из-за своего возраста и трудностей с поиском работы еврейские беженцы из России, вынуждены стоять в очередях на продовольственных складах, годами ждать возможности поселиться в домах для престарелых или убежищах для бездомных.

Рабби Моше Вейнер, глава Совета еврейской общины Большого Кони Айленда, который обслуживает многих русских иммигрантов, говорит: “Мы стоим перед лицом кризиса”.

Историки иммиграции соглашаются с тем, что недавние еврейские беженцы из России являются одной из наиболее высоко образованных иммигрантских групп в США. Согласно недавно проведенному исследованию нью-йоркского Института исследований новых американцев более чем у 60 % российских иммигрантов есть степень бакалавра и более чем 15% имеют и другие высокие степени (магистра и доктора — что соответствует кандидатской и докторской степени в России).

Однако возрастной и языковый барьеры мешают российским беженцам конкурировать на рынке труда. Рабби Иозеф Кац, в ведении которого находятся три жилых здания, где проживают еврейские иммигранты из России с низким доходом, пытался свести своих подопечных с потенциальными работодателями. Однако один из недавних его протеже еврей-инженер из России, который в течение 20 лет работал на заводе по сборке ракетной техники, не может получить место механика из-за своего плохого английского.

У многих иммигрантов просто не хватает времени для того, чтобы воспроизвести свою карьеру в США в том же объеме. Людмила Чугина, 59 лет, профессор медицины из Одессы, со времени своего приезда в США пять лет назад, работает сиделкой, получая 7.49 долларов в час. Она говорит: “Я думаю, что мне, наверное, следует пойти учиться на медсестру. Жизнь не легка”.

Директор сайта Совета Шуфронт коммъюнити в Брайтон Бич Чени Якубович говорит, что большая часть еврейских иммигрантов, которая приехала в США из России, получила статус беженцев по причине антисемитских преследований, имевших место в Советском Союзе. Этот статус предусматривает получение большего количества бенифитов, чем те, которые предназначаются для других иммигрантов. Сюда входит получение продовольственных карточек и наличных денег для тех, кто моложе 65 лет, плюс ССАЙ и медикейт (бесплатное медицинское обслуживание). Ежемесячно это составляет 599 долларов на одного человека и 873 доллара на семейную пару. После выплат за квартиру, которые составляют от 500 до 700 долларов в Бруклине, в таком месте, например, как Брайтон Бич, иммигранты могут иногда иметь остаток в менее чем 100 долларов в месяц на все свои остальные расходы.

Российские иммигранты моложе 65 лет могут получать 352 доллара в месяц, работая на городских службах, предусмотренных для тех, кто получает социальное обеспечение (велфер). Однако эти виды работ (уборка уличного мусора, например) не дают шанса на улучшение карьеры.

Володарским повезло в квартирной лотерее. Им досталась однобедрумная (две смежные комнаты) квартира в Старрет-сити, в доме для престарелых, за которую доплачивают власти. Володарским нужно платить только 220 долларов в месяц. От местной еврейской общинной организации они получают продовольственные посылки с рисом, бобами и соком и бесплатные завтраки за 50 центов, которые предлагают прямо в доме. Володарские говорят, что с тех пор как они переехали в такой дом, их жизнь во многом изменилась к лучшему. Алла говорит: ”Здесь жить легче, веселее и интереснее”.

Володарские уверены, что им очень повезло с этой квартирной лотереей. На получение места в доме для престарелых такие очереди, что по уверению рабби Каца их конца могут дождаться только библейские патриархи, которые жили по 900 лет. Дом, в котором живут Володарские, давно заполнен, а в новом доме, который должен скоро открыть свои двери для очередной порции русских евреев-пенсионеров, очередь расписана уже на много лет вперед.

Рапфогель уверяет, что не имеет значения, сколько строится домов, всех желающих они все равно никогда не смогут вместить.

По мнению одного из исследователей, несмотря ни на что, Володарские все равно рады, что они приехали в США. Их финансовые сложности здесь сравнимы с теми, которые у них были в Союзе. Там они получали бы пенсии по 25 долларов в месяц. А сама Алла уверяет, что они довольны, вот, только приехали слишком поздно.

{* *}