Top.Mail.Ru

Заседание московского общества "Хевра Кадиша" состоялось в центер "Шаарей Цедек"

17.03.2008

img_0011.jpgВ новом здании благотворительного центра "Шаарей Цедек" состоялось собрание и трапеза московского похоронного общества "Хевра Кадиша". Собрание традиционно проводится 7 адара – в день смерти Моше-рабейну.

Вечер открылся выступлением главы благотворительного центра "Шаарей Цедек" Шие Дайча, взявшего под опеку центр и возглавившего в начале 2007 года московскую "Хевру Кадиша", после чего она фактически пережила второе рождение.

Рассказав о значении 7 адара, Шие Дайч обратился к истории московской "Хевры Кадиша". Он рассказал, как в начале 2007 года две сотрудницы "Шаарей Цедек" – Хана Шулькина и Лея Ратнер на волонтерских началах занялись организацией еврейских похорон.

Им также удалось организовать шитье тахрихим – погребальных саванов (фактически также на волонтерских началах), в результате чего в России эти саваны оказались дешевле, чем в других странах, что облегчило их приобретение для пожилых (и часто малообеспеченных) евреев.

Подводя итоги, Ш. Дайч подчеркнул, что за год, прошедший с момента, когда "Хевра Кадиша", сейчас работающая как одна из программ "Шаарей Цедек", пережила второе рождение, была сделана очень большая работа.

Главный раввин России Берл Лазар отметил, что до возникновения "Хевры Кадиша" в России вообще и в Москве, в частности, были большие проблемы с организацией похорон по еврейскому обряду.

Бюрократические затяжки приводили к тому, что похороны растягивались иногда даже на две недели.

"Нет никаких сомнений, что сделанное "Хеврой Кадиша" за последний год – это удивительно много", – подчеркнул Берл Лазар, заметив при этом, что Ребе призывал не столько оглядываться на то, что было сделано, сколько смотреть – что нужно сделать дальше.

Главный раввин России выделил две основные проблемы, которые, по его мнению, должно решить погребальное братство. Прежде всего, это сокращение бюрократических процедур, оттягивающих момент похорон.

"Душа не может чувствовать себя спокойно, пока не похоронено тело. Поэтому в Иерусалиме, например, человека хоронят через 2-3 часа, чтобы душа не мучилась. К сожалению, в России этих возможностей нет, но нужно делать все, чтобы власти дали разрешение на похороны как можно скорее", – подчеркнул раввин Лазар.

В качестве иллюстрации своего тезиса он рассказал историю о том, как Ребе для того, чтобы врач-еврей подписал свидетельство о смерти еврея, умершего накануне праздника, которого необходимо был срочно похоронить, пообещал тому, что за его подпись он окажется на одной райской делянке с Ребе.

Вторая проблема – это необходимость повсеместной пропаганды среди евреев похорон по еврейскому обряду. Рав Лазар заметил по этому поводу, что хотя в ближайшем будущем будет выпущена книжка, рассказывающая о еврейских похоронах, но прочтут ее далеко не все, и потому нужна широкая пропаганда среди обычных евреев.

Коснувшись работы Х. Шулькиной и Л. Ратнер, рав Лазар отметил, что это – классический пример благотворительности без благодарности, поскольку те, кому они оказывают свои услуги, уже никогда не смогут поблагодарить их.

"Поблагодарим тех, кто сделал возможным для многих евреев быть похороненными по еврейскому обычаю. Это главная мицва, которую может сделать человек", – сказал раввин Лазар.

Идеалом в смысле организации похоронной работы раввин Лазар назвал США, где его буквально поразило наличие множества похоронных контор, к которым многие американцы приписаны с 20 лет, и которые первыми получают известие о смерти своего клиента.

И хотя люди в России в большинстве своем еще не настолько богаты, чтобы полностью оплачивать похороны по еврейскому обряду, рав Лазар считает необходимым сделать хотя бы первый шаг в сторону американской системы – добиться того, чтобы люди могли бы зафиксировать у юриста свою волю – похоронить их как евреев. В этом случае их родственники не смогут после смерти оспорить их волю.

На вечере выступил член Бейт-дина раввин Шнеур Кан, поблагодаривший участников "Хевры Кадиша" за их благотворительную деятельность.

Также выступил участник погребального братства раввин Шмуэль Куперман, отметивший, что члены "Хевра Кадиши" будут стремиться проводить похороны с максимальным уважением к покойным, и подчеркнувший, что за год работы братства удалось существенно увеличить продуктивность его деятельности: если раньше возможно было провести не более одних похорон в сутки, то сейчас иногда удается совершать по три захоронения в день.

Раввин Элиягу Бар, который также обратил внимание на то, что работа в "Хевра Кадиша" – это благотворительность в лучшем смысле этого слова, без вознаграждения в этом мире, и подчеркнул, что благодаря деятельности погребального братства в Москве с ее большим еврейским населением постепенно начал устанавливаться правильный порядок погребения евреев.

{* *}