Top.Mail.Ru

Бат-мицва дочери главного раввина Петербурга

01.04.2008

В минувшее воскресенье еврейская община праздновала бат-мицву (совершеннолетие) Баси Певзнер – дочери главного раввина Петербурга. Это очень значимая дата: согласно еврейской традиции, в двенадцать лет – а именно столько и исполнилось Басе – девочка вступает в возраст ответственности и принимает на себя обязанность исполнять все заповеди наравне со взрослыми. Само слово «Бат-мицва» буквально означает «Дочь заповедей». Чтобы поздравить всеобщую любимицу, красавицу и умницу Басю, в ресторане «Лехаим» собрались десятки людей.

Праздник начался с драши – выступления на тему Торы. Речь Баси представляла собой комментарий к «Эшет Хаиль» – традиционному гимну еврейской женщине. По ходу выступления Бася приглашала женщин, носящих те же имена, что и великие праматери еврейского народа, подойти и зажечь свечи. Первую свечу зажгла мать виновницы торжества Сара Певзнер; среди зажигавших свечи также были Рахель Брук и Мирьям (Марина) Белицкая, учившие Басю в школе «Менахем», а также Лея Полторак – директор махона, в котором девочка учится сейчас.

Последнюю свечу зажгла бабушка Баси – раббанит Фрадел, которая несмотря на «небиблейское» имя, не уступает праматерям в праведности и красоте. Помимо ораторских способностей, виновница торжества продемонстрировала и другие таланты: во время праздника были зачитаны отрывки из мемуаров о знаменитой раббанит Хае-Мушке в переводе Баси Певзнер, одинаково хорошо владеющей английским и русским языками. «Ответный удар» нанесли подружки Баси, сочинившие и спевшие остроумную песенку о том, что в почтенном двенадцатилетнем возрасте следует, забыв про «ролики, крестики-нолики», нестись, подобно гоночному автомобилю, вперед по трассе заповедей и молитв. Эта же мысль, но выраженная в более серьезной форме, прозвучала в выступлении главного раввина Петербурга М.-М. Певзнера, которого виновница торжества называет запросто папой: «Имя Бася означает ‘дочь Б-га’. Это означает, что у нее в жизни особая миссия – она должна с особым рвением выполнять все заповеди Торы». В том, что Бася готова к исполнению этой миссии, сомнений ни у кого не возникло: даже если бы гости праздника не знали девочку лично, то могли бы убедиться в этом, посмотрев слайд-шоу. На экране промелькнули разные вехи в жизни Баси: двухлетняя Бася в пуримском карнавальном костюме, Бася-школьница замешивает тесто для хал, играет с младшими братьями, читает молитвенник, стоит у Стены плача…

«Бася с самых ранних лет следует наставлениям Торы. И еще более ценным подарком, чем принесенные дорогими гостями украшения и цветы, для нее будет осознание того, что все присутствующие здесь стараются соблюдать заповеди с еще большим рвением», – подчеркнула мама Баси, раббанит Сара Певзнер. Ближе к концу праздника на иврите прозвучала песня о дереве, которая прощается с улетающим от него листком и дает ему жизненное напутствие. Трогательная песня, по-настоящему понятная лишь родителям подрастающих детей, сменилась жизнерадостным мотивом, возвестившим начало танцев.

{* *}