Top.Mail.Ru

Хроникер основных еврейских событий не признает слова "пенсия"

27.07.2000

Говоря по телефону из своей квартиры на Манхеттене, Рут Грубер сказала: “Я рада, что вы застали меня сегодня. Завтра в 7 утра я лечу в Торонто, где CBS делает сериал по моей книге “Приют”. Затем Рендом хаус посылает меня в длительное турне с посещением 20 городов для распространения информации о повторной публикации моих четырех книг”.

Между этими двумя поездками она остановится в Беверли хиллз, в Калифорнии, чтобы получить награду от Израильского фонда раковых исследований.

Такое расписание не назовешь спокойным для дамы, находящейся в возрасте 88 лет. Ее участие в событиях двадцатого века в качестве свидетеля и хроникера, может сравнится лишь деятельностью немногих современников.

Даже простое перечисление сделанных ею дел, будоражит воображение. Она родилась в Бруклине, получила докторскую степень в возрасте 20 лет, работала иностранным корреспондентом в нацистской Германии, была исследователем в советской Арктике и ездила с исследователями по Аляске.

Однако все это лишь предшествовало ее самым большим свершениям. В июне 1944 года секретарь по внутренним вопросам Гарольд Айкс позвонил Грубер, чтобы сообщить ей, что президент Рузвельт распорядился принять в США 1000 европейских беженцев, в основном евреев.

Беженцы,- состоявшие из мужчин, женщин и детей из 18 стран, — которые были отобраны из 3000 человек, подавших обращения, уже ожидали в итальянском порту в Неаполе, уже освобожденному к этому времени американскими войсками.

Айкс объяснил Грубер, что кто-то должен успокоить беженцев, приготовить их к новой жизни в Америке, кто-то должен взять на себя обязанности хозяйки дома.

Грубер, которой было временно присвоено звание генерала, приняла это предложение.

На борту корабля Генри Гиббинса беженцы разместились вместе с ранеными американскими военнослужащими, возвращавшимися на родину для лечения.

Взаимоотношения между двумя группами дали возможность Грубер показать свое искусство обращения с людьми.

Корабль, который представлял собой часть конвоя, состоявшего из 29 судов и 16 эсминцев и крейсеров, передвигался по Средиземному морю, когда в воздухе появились эскадра немецких самолетов.

Когда сопровождающие корабли открыли огонь, то пассажиры на корабле возникло отреагировали по-разному. Евреи были счастливы, что наконец-то у “кого-то оказалось оружие, чтобы вступиться за них”.

Однако многие раненые солдаты были уверены, что Гитлер послал самолеты потому что знал, что на корабле перевозили евреев. Многие солдаты говорили: “Теперь, выжив в бою, мы пойдем ко дну из-за этих проклятых евреев”.

После того, как нападение нацистских самолетов удалось отбить, Грубер поняла, что должна сделать что-то, чтобы объединить обе группы. Пренебрегая не дружественными замечаниями со стороны солдат, она собрала наиболее профессиональных певцов и самых хорошеньких женщин из числа беженцев и устроила представление. Военной аудитории оно пришлось по душе.

До сих пор “мамаша Рут”, как ее тогда называли, поддерживает контакты с оставшимися в живых беженцами, число которых вместе с появившимися на свет внуками и правнуками равняется теперь 5000 человек.

По просьбе Джоан Грей, директора “Приюта”, Грубер едет в Торонто, где будет снят фильм, чтобы встретиться с Наташей Ричардсон, которая исполнит роль молодой Рут.

Военное время, по словам Грубер, навсегда сроднило ее с темой “выживания евреев”.

Второй момент в ее биографии был связан, когда она оказалась единственным корреспондентом, ведшим хронику беженцев на корабле “Исход”.

Ее заметки и фотографии этого путешествия распространились на первых полосах газет по всему миру. Ее книга “Назначение Палестина” вдохновила Леона Уриса, когда он писал свой “Исход”, а затем снимал фильм по сценарию с этим же названием .

Грубер продолжала работать как писатель и журналист. На ее счету в настоящее время 14 книг, включая одну книгу о спасении эфиопских евреях.

Ее не следует путать с корреспондентом Иерусалимского телеграфного агенства Рут Грубер.

Книги Грубер переиздаются в настоящее время с добавлением нового материала. Это прежде всего: “Приют”, “Назначение Палестина”, “Рахиль: женщина Израиля” и “Обгоняя время: моя журналистская молодость”.

У Грубер двое детей, она бабушка четырех внуков и продолжает получать удовльствие от жизни в свои 88 лет.

Огромный опыт и большая работа, которую она успела сделать, настраивают ее на то, чтобы давать советы молодежи.

В чем же секрет ее успеха? Она говорит: “Умейте мечтать, имейте свое мнение и пусть вас ничто не остановит”.

На вопрос о том, как можно достичь столь почтенного возраста она говорит: “Я отвечу вам пятью словами: никогда, никогда, никогда не выходите на пенсию”.

{* *}