Top.Mail.Ru

В Берлине открылась выставка об антисемитизме в ГДР

25.04.2008

Необычная выставка, организованная историком Андреасом Вейгельтом в берлинском "Centrum Judaicum" рассказывает о суровых реалиях тоталитарного государства, ожидавших тех немногих евреев, которые решились вернуться в послевоенную Германию, сообщает MIGnews.

Большинство документов и экспонатов выставки рассказывают о еврейских марксистах, которые вернулись в послевоенную Германию, для того чтобы построить "первое социалистическое государство на немецкой земле".

Известный немецкий коммунист Эрих Нехланс пережил всю войну в антифашистском подполье Берлина. Однако судьба не уберегла его от карающей десницы собратьев-коммунистов. В 1948 году он был арестован НКВД по обвинению в том, что помогал солдатам Красной Армии – евреям репатриироваться в Палестину.

Военный трибунал приговорил его к 25 годам тюрьмы, и он умер в трудовых лагерях в Сибири в 1950 году в возрасте 51 года. Через 47 лет российский военный суд посмертно оправдал Нехланса, и заявил о его полной невиновности.

Сталинские чистки в Восточной Европе и показательные процессы над "космополитами" в Праге и в Будапеште привели в ужас немногочисленное еврейское население Восточного Берлина. В начале 1953 года в течение несколько недель более 600 евреев бежали из столицы ГДР на Запад.

Среди бежавших был даже член парламента ГДР, Юлиус Мейер. Мейер пережил заключение в концентрационных лагерях Освенцим и Равенсбрюк, а после войны активно работал в VNN – организации представлявшей интересы жертв нацистского режима.

Другой известный немецкий марксист, Лео Цукерман, провел годы войны в Мексике. Вернувшись после войны в Берлин, он стал главой канцелярии президента ГДР Вильгельма Пика. Однако секретные службы Восточной Германии и СССР подозревали его в связях с западными разведками и Израилем, и в 1952 году Цукерман был вынужден уйти со своего поста и бежать, снова в Мексику.

По иронии судьбы, во время визита в Мексику в 1981 году тогдашний глава ГДР Эрик Хонекер пригласил Цукермана в посольство и имел с ним теплую беседу, вспоминая былые дни. Однако Цукерман не решился в третий раз возвращаться в Германию.

{* *}