Top.Mail.Ru

Португалия почтила память жертв еврейского погрома 1506 года

29.04.2008

В столице Португалии через 502 года после трагедиии увековечили память тысяч евреев, убитых в этом городе в ходе пасхального погрома.

На прошлой неделе мэр Лиссабона Антониу Кошта торжественно открыл мемориал, посвященный трагическому событию, которое случилось 19 апреля 1506 года. В знак гарантии того, что отныне португальская столица будет примером толерантности, в воздух была выпущена дюжина голубей.

Как заявил на открытии Антониу Кошта, терпимость превратит Лиссабон в "более привлекательный город". Выступивший на церемонии лиссабонский раввин Элиезер Сахи ди Мартину от лица примерно тысячи прихожан своей церкви отметил, что событие стало "первым шагом на пути преодоления недоверия", существующего между различными религиозными и социальными группами. В то же время, он отметил, что "терпимость еще не распространилась на всю национальную территорию". По его мнению, этого качества еще недостает во внутренних и северных районах Португалии.

Композиция, возведенная в центре города, на площади Сау-Домингуш, где начался погром, символична и взывает к примирению. Она состоит из двух мраморных монументов, один из которых подарен католической церковью, а другой — еврейской общиной. Надпись на 34 языках гласит: "Лиссабон — город терпимости".

Мемориал появился после очередного обращения португальской еврейской общины к муниципалитету Лиссабона. Соответствующее решение было принято муниципальным советом в январе. В 2006 году, когда подобное прошение подали в первый раз, оно осталось без ответа.

Согласно историкам, в конце ХУ века евреем был, по меньшей мере, каждый десятый житель Португалии. В следующем столетии, однако, тысячи иудеев были убиты, а сотни тысяч вынуждены бежать из страны, спасаясь от пыток и костров Инквизиции. Что касается пасхального погрома 1506 года, то в его ходе, по разным данным, были уничтожены от двух до пяти тысяч евреев.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, по свидетельствам очевидцев, массовое убийство началось с пустяковой ссоры. В церкви Сау-Домингуш один из прихожан стал утверждать, будто видел на алтаре воссиявший лик Христа, а второй в ответ заявил, что это была лишь игра солнечных бликов. Отрицавший чудо оказался так называемым "новым христианином", то есть недавно крещеным евреем. Его опознали и тут же растерзали. Вслед за этим один из монахов-доминиканцев призвал убивать еретиков и пообещал всем, кто это сделает, отпущение грехов. Так, в разгар Святой Недели, лиссабонцы-католики бросились резать, сжигать, насиловать, грабить лиссабонцев-евреев. Лишь через три дня конец кровавой вакханалии положил возвратившийся в столицу король Мануэл. Подстрекателя доминиканца казнили, но все самое ужасное, что могло произойти, уже свершилось.

{* *}