Top.Mail.Ru

В Праге вспоминают Кафку и Борхеса

19.05.2008

borhes.jpgВ Праге стартовала серия культурных мероприятий – концертов, выставок, чтений, – посвященная жизни и творчеству Франца Кафки и Хорхе Луиса Борхеса.

Бьеннале начался с двухдневного симпозиума, на который съехались 15 исследователей творчества двух писателей. Чешскую делегацию возглавил литературный историк и переводчик произведений Франца Кафки на чешский язык Йозеф Чермак, сообщает радио "Свобода".

В Чехию на бьеннале приехал итальянец Гвидо Массино, который написал работу об отношении Кафки к хасидизму, религиозному течению в иудаизме, которое распространилось в конце XVIII века среди верующих евреев. Хасидами были актеры из Львова, дававшие в Праге представления в 1911 году. Среди них был и Ицхак Леви, с которым Кафка впоследствии сблизился.

Кроме встреч с исследователями творчества двух писателей, на протяжении месяца в Праге покажут цикл фильмов «Кафка и Борхес в кино». Будет демонстрироваться, например, лента Бернардо Бертолуччи «Стратегия паука», снятая по мотивам рассказа Борхеса «Тема предателя и героя», а также фильм «Превращение». На двух концертах прозвучит музыка композиторов, живших в конце XIX и начале XX века.

Организаторами бьеннале "Кафка-Борхес" выступили два литературных объединения — чешское Общество имени Франца Кафки и аргентинский Фонд имени Хорхе Луиса Борхеса, президентом которого является вдова писателя Мария Кодама.

В следующем году бьеннале «Кафка-Борхес» состоится в столице Аргентины, где будут отмечать 110 лет со дня рождения Хорхе Луиса Борхеса. Впоследствии литературоведы снова соберутся на конференции в Праге. В будущем организаторы намереваются уделить внимание и другим авторам, на творчество которых повлияли произведения двух писателей.

...Может показаться странным, но между чешским евреем Кафкой и современным аргентинским классиком Борхесом существует куда больше общего, чем мировое литературное признание.

Недавно по инициативе аргентинского посла в Чехии Хуана-Эдуардо Флеминга в Праге прошла конференция «Кафка – Борхес. Прага – Буэнос-Айрес», на которую съехались заинтригованные академики со всего мира. Во время мероприятия докладчики объяснили связь…

Борхес был одним из первых, кто представил работы Кафки испаноговорящему миру. Если принимать во внимание его увлечение иудаизмом (ходят слухи, что его мать имела еврейские корни), связь становится более очевидной.

Интерес к еврейской культуре был настолько глубоким, что одной из самых признанных работ Борхеса стала поэма «Голем», описывающая историю раввина Лева. За ней последовали несколько посвященных Израилю стихотворений, написанных во время Шестидневной войны 1967 года, и ряд эссе. Кроме того, Борхес основательно изучил каббалу и прекрасно разбирался в символах и ритуалах восточноевропейских евреев.

Кафка же, напротив, в своих работах никогда прямо не высказывался на еврейские темы, но, тем не менее, все знали, кому он посвящал рассказы об аскетизме, неуверенности в себе и одиночестве в чужом мире. В жизни же у него было довольно много еврейских связей, особенно с еврейским театром. Несмотря на преобладающую мрачность, в его рассказах можно встретить необычный, искрометный, довольно противоречивый юмор, так часто встречающийся в еврейской литературе.

Мотивы мистицизма и отчужденности от мира сего являются одними из преобладающих и в стиле Борхеса, творчество которого оказало значительное влияние на современную южноамериканскую литературу.

Что радикально отличает творчество двух писателей, это отсутствие страха, беспокойства, тоски, типичных для европейского еврея (Кафки), в работах Борхеса. Конечно, в творчестве последнего присутствуют и тревога, и человеческие страдания, но латиноамериканское солнце не позволяет героям его произведений настолько погрузиться в депрессию и уныние, насколько это удается «жителям» серых темных улочек северной и восточной Европы.

{* *}