Top.Mail.Ru

Неделя Памяти жертв Холокоста в московской школе "Месивта"

27.05.2008

В московской еврейской школе для мальчиков "Месивта" прошла неделя Памяти жертв Холокоста. В рамках мероприятий недели состоялся ряд открытых уроков и среди них ставший уже традиционным урок "Катастрофа европейского еврейства", сообщает АЕН.

Урок провел преподаватель "Месивты" раввин Мойше-Борух Бейниш. Рассказав школьникам, что слово "Холокост" означает "всесожжение", он неожиданно спросил у них – что же, по их мнению, было причиной Холокоста? В ответ прозвучал целый ряд теорий – от того, что евреи якобы занимали непропорционально большое место в экономике Германии, до того, что немцы просто завидовали им.

Рав Мойше-Борух терпеливо разъяснил, что евреев было отнюдь не большинство, и что нацисты смогли направить на них недовольство населения, обездоленного кризисом и объятого реваншистскими надеждами на восстановление Великой Германии потому, что евреи на тот были практически единственными "чужими" в этой стране.

Он также рассказал о двух крайностях, встречавшихся (и встречающихся) в еврейском обществе, когда религиозные и отошедшие от религии евреи обвиняли друг друга в том, что Холокост случился именно из-за них.

"Светские говорили религиозным: "Вы раздражаете нацистов своим обликом". Но когда началось уничтожение, хватать и убивать начали всех – вне зависимости от того, как они были одеты и ходили ли в синагогу. С другой стороны, некоторые религиозные евреи говорили и говорят, что Холокост случился из-за того, что евреи забыли Тору. Но Ребе сказал, что это неправильно", – отметил раввин Бейниш.

Он также рассказал о своей поездке в Харьков, когда там была обнаружена братская могила, где были захоронены останки свыше 100 евреев, расстрелянных нацистами.

А демонстрация отрывков из фильма "Список Шиндлера" стала хорошей иллюстрацией к рассказу о деятельности так называемых еврейских советов, юденратов, которые нацисты создавали в гетто.

С одной стороны, эти люди были вынуждены выполнять все приказы немцев (включая и составление списков на депортацию), а с другой – в ряде случаев стремились спасти тех, кого можно было спасти.

Так, один из членов юденрата Варшавского гетто, которому была поручена отправка детей в концлагерь, передал часть этих детей в другие семьи, пользуясь тем, что нацисты разрешили сохранять по два ребенка на семью.

Перед классом была развернута небольшая экспозиция, с помощью которой можно было узнать об основных вехах Холокоста.

Tэги: ХОЛОКОСТ
{* *}