Top.Mail.Ru

14 июля — 95 лет со дня рождения художника Даниила Гликмана

15.07.2008

glikman.jpg14 июля замечательному скульптору и живописцу Гавриилу Гликману исполнилось бы 95 лет. Он скончался в 2003 году в Мюнхене, где жил более четверти века после своей вынужденной эмиграции из Советского Союза, пишет "Русская Германия".

Родился Гавриил Давыдович Гликман 14 июля 1913 года в Витебской губернии Российской империи, в местечке Бешенковичи. В Витебске, еще в детстве, в художественном училище он имел возможность наблюдать за работой Шагала, Малевича и других знаменитых живописцев. Наверное, от них Гликману передались присущие ему впоследствии художественная свобода и буйство фантазии.

Будучи молодым человеком, он сформулировал для себя контрапункт своего искусства – познать красоту и глубину человеческой души, поведать о ней всеми подвластными ему изобразительными средствами.

В 1929 году семья Гликмана переезжает в Ленинград – город, в котором художнику суждено было прожить более полувека. Здесь Гавриил Гликман заканчивает Академию художеств и вскоре становится одним из ведущих скульпторов. Среди созданных им произведений – портреты как известных людей давно ушедшей эпохи, так и современников художника: Д. Шостаковича, Е. Мравинского, М. Ростроповича, В. Мейерхольда, С. Михоэлса, А. Иоффе и многих других. Его скульптуры украшают музеи, концертные залы, улицы и площади Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Царского Села, Саранска, Саратова... «Пушкин-лицеист» – мраморная фигура работы Гликмана – экспонировалась в Эрмитаже и причислена к одним из лучших скульптурных изображений великого русского поэта.

Все эти годы, создавая свои монументальные произведения, Гликман тайно занимается живописью, которая и становится истинным предметом его самовыражения. Почему тайно? Живопись Гликмана не только по своей тематике изначально противостояла советской идеологии, но и по форме своего выражения никак не укладывалась в прокрустово ложе соцреализма.

В особом, одному ему присущем стиле появляется замечательная серия женских портретов «Невский проспект», живописные портреты деятелей искусства и литературы: Блока, Дягилева, Соллертинского, Филонова, Кузмина, Андрея Белого... Дмитрий Шостакович, с которым Гликман тесно общался в эти годы, сказал ему как-то полушутя: «Вам, Гавриил Давыдович, надо спрятать свои работы в тайный бункер до поры до времени...»

Но Гликман не внял этим советам – осторожность была не в характере художника, прошедшего лейтенантом артиллерии фронты Великой Отечественной войны. В 1968 году он выставляет свои живописные полотна в Ленинградском доме композиторов. И сразу же – громкий скандал. Выставка закрывается властями уже на третий день, над его творчеством и личной судьбой нависает угроза – в это время ему неоднократно рекомендуют покинуть страну.

В 1980 году Гликман совершает свой выбор – в пользу творческой свободы. Впоследствии художник вспоминал, что отъезд из советской России был трагической дорогой без возврата, но... «вырвался я оттуда, влекомый призраком свободы, духовной и физической, той свободы, которая в СССР всем представлялась какой-то несбыточной субстанцией и только тайно жила в душах».

Оказавшись на Западе, где он был еще малоизвестен, Гавриил Гликман довольно скоро приобретает широкую популярность. Поселившись в Мюнхене, он необычайно успешно творит в разных жанрах живописи, графики, скульптуры. Достаточно сказать, что за эти годы в разных странах Европы и в Америке прошло более 70 персональных выставок его произведений. В Германии состоялись его выставки в Берлине, Гамбурге, Ганновере, на острове Зильт и, конечно же, неоднократно на его новой родине – в Мюнхене. А в Баден-Бадене и Висбадене установлены бронзовые памятники Достоевскому творения Гликмана.

И именно здесь, на Западе, Гликман открывает для себя другую Россию, из-за цензуры мало знакомую ему на родине – Россию Бердяева и Флоренского, зрелого Кандинского и Стеллецкого, Леонтьева и позднего Бунина, Россию великого множества творцов, погибших или оказавшихся за бортом официальной советской истории искусства. Так рождается «Духовная летопись России» Гликмана – цикл портретов подвижников русской культуры. Сам художник говорил о нем: «Главное в людях и в их творчестве – дух, высокая духовность, одержимость ею, что так характерно для России. И именно это я пытался выразить языком красок, линий, композиций, ритмов». В этой серии – портреты Гумилева, Ахматовой, Блока, Пастернака, Есенина, Мандельштама, Мейерхольда, Филонова, Зощенко, Бабеля, Цветаевой, Солженицына, Сахарова и др.

Но не только русская духовная жизнь волнует Гликмана. Западное искусство вдохновляет его на большую серию портретов, которую также можно определить как «духовную летопись». Среди них – портреты Шекспира, Рембрандта, Канта, Пруста, Сезанна, Ренуара, Малера, Рильке, Кафки, Эйнштейна.

За время жизни на Западе окончательно созрел и сложился своеобразный и неповторимый стиль художника Гавриила Гликмана. Этому способствовала и особая свободная атмосфера Мюнхена – она стимулировала бурное развитие его замыслов, творческие поиски и находки. Часто в исследованиях критиков о творчестве Гликмана отмечается, что в нем нашли своеобразное претворение и развитие все крупнейшие художественные направления ХХ века.

{* *}