Top.Mail.Ru

Калягин, Ширвиндт и Додин целый месяц обучали молодежь театральному мастерству

15.07.2008

В одном из домов отдыха близ подмосковного Звенигорода торжественно закрылась II Международная летняя театральная школа Союза театральных деятелей. Александр Калягин, один из главных организаторов и вдохновителей школы, и Лев Додин, проводивший последний школьный мастер-класс, вручили дипломы молодым артистам из 27 стран мира (преимущественно из бывших союзных республик). В течение месяца они участвовали в мастер-классах ведущих современных актеров и режиссеров. Среди мастеров-учителей были Петр Фоменко, Лев Дуров, Александр Ширвиндт. Будущие театральные звезды занимались сценическим движением и сценической речью и в итоге подготовили пять спектаклей.

В течение месяца вырванные из привычных пыльных театров, из знакомой среды, молодые участники школы с девяти утра до часа ночи занимались вокалом, танцем, этюдами, репетировали собственные спектакли с режиссерами-педагогами. Непосредственно с молодежью работали Дмитрий Белов (мюзикл «В джазе только девушки»), Олег Николаев («Письма памяти» и «Бомжовый блюз»), Михаил Фейгин («Попутчики» по рассказам Василия Шукшина), Андрей Назаренко («Кот в сапогах»). В совместной учебе и совместной работе возникали знакомства, дружба, завязывались контакты, которые, как показывает опыт, длятся десятилетиями.

Но, пожалуй, самыми важными и полезными для участников школ были встречи с мастерами, которых один из стажеров назвал «Богами театра» и о которых они раньше разве что слышали и видели по телевизору. Лев Додин, Петр Фоменко, Александр Калягин, Лев Дуров, Александр Ширвиндт делились с начинающими артистами самым главным – своим театральным опытом и теми «манками» профессии, которыми она жива. Дать начинающему актеру критерии оценки собственной работы, критерии оценки состояния театра – значит снабдить его компасом, который в разных ситуациях поможет выбрать верный путь. «Иногда я смотрю по телевизору экстремальные виды спорта, – сказал на встрече Лев Додин, – и немного завидую людям, которые висят где-то над пропастью или штурмуют какие-то немыслимые преграды. А потом понимаю, что наша профессия не менее экстремальна. А может быть, она даже более опасна и головокружительна».

Мастера отвечали на вопросы о технологии и философии профессии, рассказывали о собственных открытиях и ошибках. И отвечали на вопросы собравшихся. Александр Калягин на своем мастер-классе заметил: «Я уже чувствую себя психотерапевтом. Кому-то из вас я должен дать конфету. Кому-то дать взбучку. Профессии нельзя научить, но ею можно научиться».

Такие летние школы – один из самых эффективных инструментов театрального обучения. Как определил свое самочувствие после месяца пребывания в Подмосковье один из молодых участников: «Мне как будто промыли глаза и мозги, заставили по-другому увидеть и свое дело, и самого себя. Весь этот месяц я ловил себя на странном самочувствии: я завидовал самому себе! Что я здесь, что я рядом с этими людьми. И моя Школа профессии, в общем, только начинается!»

{* *}