Top.Mail.Ru

Исполняется 80 лет со дня рождения Стэнли Кубрика

25.07.2008

kubrik-1.jpg26 июля исполняется 80 лет со дня рождения классика мирового кинематографа Стэнли Кубрика. Национальность сыграла важную роль в судьбе режиссера.

Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Бронксе, Нью-Йорк, в семье евреев-выходцев из Австрии и Румынии Жака Кубрика и его жены Гертруды Первелер. В школьные годы он много читал, увлекался шахматами, фотографией. К 17 годам увлечение последним привело Стэнли в ряды фотографов-профессионалов, а заодно и в штат журнала «Look», благодаря работе в котором он объездил всю страну. Путешествия открыли для него мир и пробудили тягу к знаниям.

Параллельно с работой в журнале он посещал вольнослушателем занятия в Колумбийском университете, не пропускал ни одной кинопрограммы в Музее современного искусства. К концу 40-х годов он стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала. Но на пути к осуществелению своей мечты — занятию киносъемками — Стэнли Кубрик оставляет работу в журнале. А в 1951 году он дебютирует в кино документальной короткометражкой «День Боя»(Day Of The Fight) — о боксёре Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей.

Первые свои фильмы он снимал на собственные деньги и частные пожертвования — одним из продюсеро в игрового дебюта Кубрика «Страх и вожделение» (Fear And Desire) стал родной дядя режиссера. В 1954 году вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом Стэнли Кубрик организовал собственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм «Поцелуй убийцы» (Killer's Kiss), где снова выступил в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера.

Криминальная драма «Убийство» (The Killing) — первая работа Кубрика, где он не был стеснен бюджетом, и привлеклекшая к нему внимание критики. Его следующий фильм, вызвавший международный резонанс, — «Пути славы» (Paths Of Glory) — военная драма о том, как из-за некомпетентности командиров на фронтах Первой мировой войны полегла французская пехота. Во Франции ленту запретили, а в соседней Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста офицеров запаса. Последующие два года у режиссера не было работы,и в 1960 году он был вынужден заканчивать начатую Э. Манном эпопею «Спартак» (Spartacus). Несмотря на успех в прокате, независимый Кубрик не вписался в голливудскую систему стандартов, и, решив физически отдалиться от неё, в 1961 году он переезжает в Англию.

В следующий период его жизни появятся, по современным западным представлениям, главные картины режиссера: «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb,1964), «2001: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey ,1968), «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange,1971) и предшествующая им «Лолита» (Lolita,1962), где автором сценария выступил Владимир Набоков. Вообще, экранизации занимают особое место в творчестве режиссёра Стэнли Кубрика.

Владимир Набоков, как уже отмечалось выше, а также Энтони Бёрджесс, Артур Кларк, Стивен Кинг, Хэмфри Кобб, Питер Джордж, Гас Хасфорд, Уильям Теккерей и Артур Шницлер — их книги стали однажды источником вдохновения для Кубрика. Все полнометражные ленты этого режиссера являются экранизациями, где режиссёр выступает, не как среднее звено между писателем и потенциальным зрителем, а как полноправный автор. И именно благодаря ему Артур Кларк вошёл в число живых классиков научной фантастики, а Энтони Бёрджесса сейчас, похоже, помнят исключительно по экранизации «Заводного апельсина».

{* *}