Top.Mail.Ru

Новый сезон клуба «Еврейская музыка» в Москве....

04.09.2000

- Музыкальные портреты царей и пророков

как композиторы разных эпох видят и слышат некоторые вехи еврейской духовной истории: от различных версий книг МИШЛЕЙ и ТЕhИЛЛИМ, озвученных классиками и нашими современниками, до сопоставления музыкальных произведений, основанных на одной истории. Например, Пророк Иеремия, поставленный в совершенно различные музыкальные обстоятельства Мендельсоном, Бахом, Генделем, Орландо Лассо, Брамсом и Бернстайном... (список гораздо длиннее)

- Музыка Торы

отражения (как прямые, так и обратные) в еврейской музыкальной традиции:

рог Шофар, арфа царя Давида, таинственные "музыкальные орудия", указанные им в Псалмах, искусство канторского пения (Хазанут), иерихонские трубы, различные версии реконструкций Храмового б-гослужения, музыкальные отпечатки главных праздников и обрядов иудаизма от Пурима до Йом Кипура ...

- Израильские звезды

уже взошедшие и восходящие. В фокусе будут как всемирно известные израильтяне (Баренбойм, Перльман, Цуккерман, Копитман, Бен-Хаим) — так и те, кто реально претендует на то, чтобы стать мировыми звездами XXI века. Творческие портреты, новые проекты, история и пульс современной музыкальной жизни

- Еврейская классика

музыканты, определившие в разные века неповторимые особенности еврейской музыкальной речи и ставшие в глазах мира "посланцами" еврейства: от Мендельсона и Мейербера до Равеля и Малера. Различные взгляды на "еврейство в музыке", "еврейский акцент", корни и ответвления, традиции и новации, "свое и чужое"

- Катастрофа в реальном времени

хроника событий и явлений, где отразились в звуках события Холокоста и реальные персонажи этих событий (великие и малые, выжившие и уничтоженные в огне Катастрофы), запрещенная и подцензурная музыка, попытки осмыслить и преодолеть самое страшное событие еврейской истории: Моисей Вайнберг и Эрвин Шульхофф, Эрнст Кшенек и Дмитрий Шостакович и многие их коллеги

-Еврейские "патенты" и "выдумки", которые изменили мир

додекафония и минимализм, а также многое другое, что было придумано, применено и разработано еврейскими музыкантами: от шофара до матричной структуры музыки и от Иисуса Навина до Арнольда Шёнберга и Стива Райха

- Клейзмеры всех стран, соединяйтесь!

музыкальный "багаж" различных еврейских общин мира: традиции сефардских (а также впоследствии еврейско-турецких) народных музыкантов, хасидские нигуним и клейзмерские ансамбли из обихода ашкеназов, романсы на языке ладино, напевы йеменских евреев, древние следы и новейшие наслоения в звучании традиционных танцев и песен, преломление всех этих линий в современной израильской культуре

- Спорные и интерактивные темы, дискуссии со специалистами в смежных областях и концерты с обсуждениями с приглашением ведущих музыкантов Москвы

Пример: Книга Иова и ее истолкование музыкантами от английского классика Ралфа Воан Уильмса до ораторий эпохи Возрождения; приглашается писатель Яков Кумок, переводчик и автор подробнейших литературных комментариев к этой книге, дискуссия и "мягкое рейтинговое голосование" по кандидатурам предложенных композиторов, затронувших данную тему

Запланированы также отдельные (линейные) спецпроекты:

"Оперный клуб ИКЦ" - видеоверсии спекталей Новой Израильской Оперы (Тель-Авив), забытая и незабытая сокровищница еврейских опер: буква и дух музыки на сцене,

Рош ha-Шана, Песах, Ханука в музыке всех эпох,

особая линия "антисемитизм как музыкальное (!) явление" (пример: "Грязные политические технологии в операх Рихарда Вагнера. Новые данные". "Вагнер, фюрер и Мошиах: давайте разберемся"),

"невидимые чернила" еврейской музыки (как Альфред Шнитке, Дмитрий Шостакович, Морис Равель, Кшиштоф Пендерецкий, Игорь Стравинский заметали следы еврейской традиции в музыке)

новинки и достижения израильских мастеров, работающих одновременно с нами

Виртуозные "блюда", приготовленные еврейскими поварами (фортепианные и прочие аттракционы, попурри, академическая поп- и кино-музыка от Дунаевского и Корнгольда до наших дней)

Раз в месяц планируется филармонический вечер с афишей и анонсами для самой широкой публики, живой музыкой

Раз в месяц на достаточно широком экране — оперы из репертуара НИО (Тель-Авив)

План будет, вне всякого сомнения, расширяться и обрастать новыми подробностями

ведущий клуба —

Артем Варгафтик, обозреватель радио "Эхо Москвы"

{* *}