«Революция хороша, когда она совершается в умах, а не на улицах». Всегда ли? – спрашивают оппоненты Эхуда Барака
07.09.2000
Напомним, что в связи с рекордно большой алией из России и стран СНГ в страну прибыло более миллиона новых иммигрантов, среди которых большой процент людей, не являющихся евреями, согласно традиционному еврейскому закону. В силу этих обстоятельств вопрос о праве на репатриацию встал особенно остро: высказываются мнения об опасности потерять национальный характер самого еврейского государства.
С другой стороны, приверженцы отмены "пятой графы" в израильских паспортах указывают на практику демократических стран Запада, где никогда не указывается этническая принадлежность гражданина.
Барак сообщил о намерении отменить параграф «национальность» еще в декабре прошлого года. Тогда же речь шла не только об отмене параграфа, но и об изменении Закона о возвращении. Для выработки программы перемен в этой сфере была учреждена министерская комиссия по проблемам «гиюра» (перехода в еврейство), которую возглавил министр по делам диаспоры Михаэль Мельхиор.
Споры о том, кого считать евреем, ведутся с момента создания государства, однако проблема, в сущности, до сих пор не решена. В БАГАЦ (Верховный суд) постоянно поступают иски тех, кто прошел «гиюр» у реформистских или консервативных раввинов, однако не может зарегистрироваться в МВД как еврей. БАГАЦ не рассматривает такие иски на том основании, что проблема требует законодательного решения.
Около 30 лет назад майор ЦАХАЛа Шалит обратился в БАГАЦ с просьбой зарегистрировать его детей как евреев, несмотря на то, что их мать не была еврейкой и они не проходили ортодоксального «гиюра». Когда БАГАЦ вынес вердикт в пользу семейства Шалит, в стране был создан прецедент, на основании которого формулируется сама проблема принадлежности к еврейству.
После этого Кнессет издал Закон, где давалось определение: евреями считаются те, кто рожден матерью-еврейкой, а также те, кто прошел «гиюр». Но законе не уточняется, каким должен быть «гиюр». Духовный лидер движения ХаБаД Любавичский ребе Менахем Мендел Шнеерсон выступил с резкой критикой этой формулировки, которая давала возможность неевреям регистрироваться в качестве евреев и вызвала бы тем самым раскол в обществе. Его предложением было уточнить, что условием перехода в еврейскую национальность может быть только «гиюр» по всем правила еврейского закона (Гиюр кэ-алаха). Однако сторонникам такого предложения не удалось привлечь на свою сторону большинство в Кнессете, чтобы внести эту поправку в закон. Теперь проблема резко обострилась и угроза принципиального раскола в израильском обществе по вопросу, кого считать евреем. Наблюдатели неоднократно предостерегали Эхуда Барака от шагов в этом опасном направлении – но он начал их делать.
Самое читаемое
Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
Хроники
Расстрел за порно
Деньги были в обогревателях, под коврами и в трехлитровых банках...
Хроники
Душок нацизма от Шанель
Коко Шанель избежала наказания за связь с немецким преступником...
Общество
Затравленный вундеркинд
На допросе сообщил, что поддерживает революцию в России...