Top.Mail.Ru

В еврейской арт-коллекции обнаружена работа соратника Сикейроса

20.10.2008

Специалисты продолжают исследование еврейской художественной коллекции, обнаруженной в Российском этнографическом музее. Об этом сообщила сегодня в музее современного искусства ЕАО.

Выставку акварелей, гравюры, литографии и скульптуры американских художников-евреев в Москву привезла в 1937 году левая американская организация ИКОР, помогавшая строительству ЕАО на Дальнем Востоке. Коллекция предназначалась в дар жителям «первого в истории человечества еврейского государственного образования», но время распорядилось иначе — в период национальных гонений раритеты попали в еврейскую секцию Государственного этнографического музея (г. Ленинград).

Руководитель еврейской секции Исай Пульнер умер во время блокады Ленинграда, и привезенная в чемоданах коллекция осталась неразобранной. Ее обнаружила вторично в наши дни сотрудница РЭМ Людмила Урицкая, а в этом году ее увидели сотрудники музея современного искусства ЕАО, разыскивавшие раритеты начиная с 1989 года.

В настоящее время из 76 сохранившихся работ (скульптуры таинственным образом исчезли) специалисты РЭМ атрибутировали (установили название и автора работы) 30 потенциальных экспонатов. Еще около 20 работ атрибутированы частично: где не известен автор, где год создания и т.д.

В настоящее время к исследованию еврейской арт-коллекции подключились специалисты областного музея современного искусства. Главный хранитель биробиджанского музея Елена Гладкая различила на одной из работ подпись — H.C.Orozko. С большой степенью вероятности это подпись мексиканского художника Хосе Клементо Ороско, соратника Диего Риверы и Давида Сикейроса. «В Эрмитаже работ Ороско всего 7. Еще пара штук есть в Государственном Русском музее. Но все это работы маслом и более позднего периода. Графики Ороско начала 30 годов там не увидеть», — пояснила Е.Гладкая.

Найденная работа мексиканского национального героя называется «Dumping Grounds» («На свалке»). Она изображает группу людей индейской внешности, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Возможно, таким образом автор выразил свое сочувствие беднейшим слоям капиталистического общества, выброшенным на свалку жизни. И американские индейцы, и евреи были гонимы, а Ороско по убеждению всегда выступал на стороне угнетенных», — рассказали специалисты.

В настоящее время продолжается идентификация других работ из еврейской арт-коллекции. Среди американских художников-евреев оказался и мастер, поставивший на гравюре подпись «Orlove Robert». Еще один из графических листов предположительно принадлежит Александру Тышлеру — крупному советскому театральному художнику. Наиболее известные произведения Тышлера – «Король Лир» Шекспира (1935) и «Фрейлехс» З.Шнеера (1945) — были сделаны для Московского еврейского театра, причем последняя работа удостоена Государственной премии СССР.

{* *}