Top.Mail.Ru

Неужели Стивен Спилберг все же переключился на железнодорожную...

26.09.2000

Стивен Спилберг действительно не только создатель кино о динозаврах, парках Юрского периода и Индиане Джонсе, входящих в десятку самых кассовых картин мира за всю историю кино. Он еще и человек, которому небезразличны судьбы еврейства.

Это подвигло его на создание в 1994 году неправительственной организации — Фонда визуальной истории Шоа, который начал собирать документальные свидетельства жертв Холокоста. Проект стал широко известен в мире — и при самом широком разбросе мнений о нем никто не мог обвинить знаменитого режиссера в необъективности, предвзятости, пропаганде или навязывании какой-либо точки зрения зрителю: за Спилберга говорили живые и реальные свидетели тех жутких событий.

Новая задумка Спилберга — цикл документальных картин о жертвах Холокоста в разных странах. К осуществлению этого международного кинопроекта был привлечен и российский режиссер Павел Чухрай. Сейчас он завершает свою часть работы.

Несколько дней был в Москве продюсер Антон Барщевский —официальный представитель Фонда Спилберга на территории стран бывшего СССР. Он — руководитель производства фильма Чухрая. Он сообщил московским журналистам, что фонд собирал видеоматериалы и в Белоруссии, и в Казахстане, и на Украине, и в Балтии, и в Грузии. Снято более 5 000 интервью, а всего фондом их сделано в 37 странах мира более 50 000. Общий хронометраж этих материалов – несколько лет просмотра (!). Наш фонд сейчас — это 200 тысяч видеокассет,!

Вот цитата из рассказа Антона Барщевского московской вечерней газете.

«Каждое интервью длится 2—3 часа, иногда — 4, а иногда и больше. И записывали их специально подготовленные журналисты и операторы, с которыми предварительно работали представители Фонда, приезжавшие сюда. Интервью брались по определенной методике — это предвоенная жизнь, военная и послевоенная. И брались они не только у евреев. Ведь фашистскому геноциду подвергались, например, политические заключенные, цыгане, гомосексуалисты, и т.д.. Многое могли рассказать выжившие дети, включая тех, кто родился в убежищах или гетто, те, кто скрывался по ложным документам, бывшие партизаны и участники Сопротивления, беженцы из Германии.

По инициативе Спилберга особое внимание обращали на то, чтобы снимать «уходящую натуру»: большинство из тех, с кем шел разговор, — люди, давно достигшие 70 лет. Они пережили страшные испытания и выжили. Очень важно было рассказать об этом. В 70-е годы у нас никому не надо было объяснять, что такое война. Сейчас у меня уже есть сомнения. знают ли современные юноши и девушки, те, кому сейчас 15—20 лет, какая это была трагедия для целых народов.

Спилберг понял, что массовому зрителю материалы не будут доступны. Ну кто же просто так придет смотреть эти интервью? Это не зрелищно, это однообразно. И тогда родилась идея на основе собранных материалов сделать несколько документальных фильмов, которые рассказывали бы о трагедии Холокоста.

В Чехии, Аргентине, Венгрии, России и других странах снимаются свои фильмы в рамках единого проекта. Каждая делается на языке той страны, которую представляет режиссер. И будет иметь свое название. Предполагается, что мы покажем их в этих странах и выпустим на видеокассетах в 2001 году. Как говорит Стивен Спилберг, будущие картины «призваны опровергнуть утверждения некоторых, что Холокоста никогда не было, а также помочь в противостоянии тем, кто проповедует расовую ненависть».

Еще несколько вопросов для Антона Барщевского:

— Как шел подбор режиссеров?

— Спилберга интересовало не столько личное отношение того или иного режиссера к Холокосту, сколько весомость их имен. Кое-кто из тех, кого выбрал Стивен, знаменит не только своими фильмами. Анджей Вайда в годы войны был партизаном. Войцех Ясны из Чехии тоже партизанил после того, как его отца отправили в Освенцим, примерно такая же история с нашим аргентинским коллегой. Чухрая же Спилберг выбрал потому, что тот «замахнулся» на «Оскара». Но, наверное, и не только поэтому. Я назвал Спилбергу насколько имен российских режиссеров. В том числе и Павла. Потом Стивен изучал фильмографию всех претендентов. Думаю, что номинация на «0скар» сыграла решающую роль. Поскольку для американцев это априори — гарантия уровня профессионализма режиссера.

— Но Чухрай никогда не работал в документальном кино.

— И тем не менее Павел с энтузиазмом принял предложение Спилберга. Он отсмотрел километры пленки в Красногорском киноархиве. Кроме того, использовал те интервью с уцелевшими жертвами Холокоста, которые были сделаны на территории бывшего СССР нашим фондом. Жанр фильма определить трудно. Это скорее документальная драма. Каждый

раз материалы добывались по-разному. Например, мы давали в Израиле в газетах объявления с просьбой прислать снимки. И люди присылали потрясающие свидетельства.

— Как будете прокатывать картину? Маловероятно, чтобы народ активно ходил на нее в кинозалы.

— Да, действительно, на это рассчитывать не приходится. Поэтому, скорее всего, в России мы покажем ее по телевидению.

— В какой стадии сейчас фильм?

— Заканчивается чистовой монтаж. А потом мы с Павлом повезем материал в Лос-Анджелес, чтобы сделать спецэффекты. Окончательный вариант будет принимать Спилберг. Только он имеет право вносить поправки.

— Кто финансирует ваш проект?

- Только один Спилберг внес десять миллионов...

{* *}