Top.Mail.Ru

В Дагестане издано научное исследование, посвященное пище горских евреев

25.12.2008

В Махачкале вышла в свет книга З. Рамазанова «Пища горских евреев Дагестана (XIX — начало XX вв.). Историко-этнографическое исследование, посвящено традиционной пище — одному из наиболее важных компонентов традиционной бытовой культуры горских евреев Дагестана. Книга написана на основе богатого полевого, архивного и литературного материала. Монография рассчитана для этнографов, историков, читателей, интересующихся историей и культурой народов Дагестана, сообщает РИА "Дагестан".

Научное исследование издано при содействии Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства. Ответственный редактор — доктор исторических наук М.-З. Османов.

Утверждено к печати Институтом истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

Пища — один из наиболее важных компонентов традиционной бытовой культуры этноса, в котором устойчиво сохраняется этническая специфика.

Традиционная модель питания существенным образом зависит от экологической среды обитания этноса и во многом определяет его хозяйственно-культурную деятельность. Человек испытывает не только прямое воздействие физических и химических факторов среды, но и опосредованное — через пищу. Пищевой рацион этноса непосредственно определяется его хозяйственно-культурным типом. В то же время существует и обратная связь — в определенной мере хозяйственно-культурный тип зависит от этнических пищевых традиций и исторически сложившейся модели питания. Модель питания характеризует также биологический аспект существования этноса, его антропологические характеристики. В системе питания отражаются структурно-иерархические связи, существующие в обществе, половозрастная и конфессиональная его градация.

Чрезвычайно насыщена система питания культово-ритуальными моментами. Весьма ценный материал представляет система питания для характеристики поведенческих аспектов культуры (этноэтикет, этнопсихология), выполняет этнодифференцирующую и этномаркирующую функцию.

Предлагаемая работа посвящена пище горских евреев Дагестана. Здесь же вкратце рассматриваются хозяйственно-культурные типы, распространенные среди этого народа. В исследовании описана пища горских евреев в основном в том виде, в каком она была на рубеже ХIХ-ХХ в.в. почти повсюду.

Горские евреи — одна из этнических групп евреев Кавказа, формирование которой происходило на территории Дагестана и Северного Азербайджана. Значительная часть горских евреев под влиянием политико-идеологических причин, в том числе проявлений антисемитизма, примерно с конца 1930-х годов и особенно активно с конца 1960-х начала 1970-х годов стала называть себя татами, основываясь на том, что они говорят на татском языке. Этот процесс «татизации», поддержанный официальными властями Дагестана, по сути своей сводился к «деиудизации» и привел к искусственному, формальному разделению этого этноса на горских евреев и татов. Сами горские евреи считают, что предки евреев пришли на Кавказ из Персии, а значит, принадлежали к одной из ветвей вавилонской диаспоры.

Горские евреи, насчитывающие в Дагестане вместе с другими группами 14,7 тыс. человек (2000 г., оценка) (в 1989 г. лишь 3,6 тыс. человек указали свою национальность как горские евреи), расселены дисперсно на Прикаспийской равнине. В подавляющем большинстве (98%) они живут в Дербенте, Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Каспийске, Кизляре. Сельские жители, составляющие около 2% горско-еврейского населения, расселены небольшими группами в местах традиционного обитания: в Дербентском, Кайтагском, Магарамкентском и Хасавюртовском районах республики.

Горские евреи — представители среднеазиатского типа большой европеоидной расы с примесью элементов кавкасионского типа. Горские евреи с присущими им специфическими чертами быта и культуры всегда привлекали и привлекают внимание исследователей. Особенно это относится системе жизнеобеспечения, в комплексе которого особое место принадлежит пище.

«Мы не ставим здесь цель дать всеобъемлющую и полную картину эволюции форм и компонентов системы питания у горских евреев во все исторические эпохи, так как такая задача потребовала бы гораздо более обширного материала и функционального рассмотрения, чем-то, что можно провести в рамках данной работы. Мы позволим себе пойти по пути последователей классификационной дихотомизации, выделяя все более и более низкие классификационные таксоны лишь по той линии, которая, в конечном итоге, подводит нас в этнографически хорошо прослеживаемой ситуации рубежа ХIХ-ХХ вв., где, однако, представляется возможность выделить пласты, весьма различные по времени.

Анализируя систему питания горских евреев, мы выделяем три основных пласта: основной — это тот, который связан с ведущим хозяйственно-культурным типом и непосредственно укладывается в вышеуказанный зерново-мясо-молочный комплекс; другой пласт — субстратный, связанный с рудиментами предшествовавшего хозяйственно-культурного типа, основанного на собирательстве, охоте; и, наконец, третий — адстратно-субстратный, являющийся отражением формирования историко-этнографических областей на Кавказе и во всей Передней Азии, развития межэтнических контактов и культурных заимствований, последующего усложнения, развития и обобщения структуры и спектра производящего хозяйства. При этом следует иметь в виду, что все эти выделенные пласты не являются полностью разделенными, а порождают многочисленные явления смешанного и синтетического порядка», — отметил автор.

{* *}