Top.Mail.Ru

Третий международный фестиваль искусств памяти Соломона Михоэлса закрывается в Москве большим концертом. Билетов нет. Аншлаг обеспечен

28.09.2000

Третий международный фестиваль искусств памяти Соломона Михоэлса закрывается в Москве большим концертом под названием «Молитва» в зале «Россия». Название программы в афише совпадает с заглавием нового диска, который представит композитор – а также президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) – Михаил Глуз. Среди музыкальных вечеров, прошедших в рамках фестиваля, было и выступление израильского скрипача и дирижера Роберта Канетти на сцене престижного московского филармонического зала имени Чайковского, и еще одно событие там же, отзыв о котором мы цитируем из газетной рецензии критика Аркадия Петрова.

«Фестиваль Михоэлса отметился среди прочего ярким шоу «Еврейские мотивы в мире музыки» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первое отделение — джаз-оркестр Игоря Бутмана, второе — звезда кабаре Светлана Портнянская. Биг-бэнд Бутмана, совсем недавно выступавший на сцене нью-йоркского «Линкольн-центра» и удостоившийся комплиментов со стороны такого джазмена, как президент Билл Клинтон, на этот раз показал свою специальную «еврейскую» программу, написанную музыкальным директором и аранжировщиком оркестра Виталием Долговым. Полагаю, — пишет критик — что ни Бутман, ни Долгов не являются глубокими знатоками старинного еврейского фольклора, так что в концерте они использовали материал, который «на слуху» — типа напевов фрейлехса, популярной «Хавы Нагилы», либо американских «стандартов» с интонациями идишистских мелодий. Хотя сделаны все эти обработки, признаться, мастерски.

Светлану Портнянскую многие помнят по ее первому московскому успеху — премии в конкурсе «Ступени к Парнасу». Красивая внешность, прекрасный голос трех-октавного диапазона, уверенная жестикуляция, артистизм... Все это с годами только приумножилось. Сейчас Светлана является кантором Лос-Анджелеской синагоги «Бет Тора». Она спела в программе несколько очаровательных еврейских народных и канторских мелодий, шансон Мишеля Лорана из репертуара Барбары Стрейзанд, а потом перешла на русские романсы.» Заметим, что в еврейской традиции в ее строгом понимании понятия «женщина» и «кантор» («хаззан») не могут совмещаться в принципе. Но гостья фестиваля выступала не перед собравшимися в синагоге на молитву, а перед публикой филармонической, поэтому представление ее как «кантора» почти корректно. Помимо музыкальной «линии» фестиваля, серии концертов и шоу, большая культурная акция памяти знаменитого актера Соломона Михоэлса включала в себя еще и кинопоказы, и спектакли (в частности – вечер поэзии Иосифа Бродского, данный Михаилом Казаковым в дуэте с саксофонистом Игорем Бутманом – «концерт для голоса и саксофона») – и многое другое, что позволяет судить об уровне еврейского искусства в сегодняшней России и о размахе еврейского возрождения в бывшем СССР не только по цифрам, но и по художественным достижениям.

{* *}