Top.Mail.Ru

Наследники еврейского бизнесмена судятся с музеем из-за "Цветника"

20.03.2009

Наследники еврейского предпринимателя Отто Натана Дойча, вынужденного бежать из Германии незадолго до начала Второй мировой войны, обвиняют шведский Музей современного искусства в нежелании решать вопрос о возвращении картины Эмиля Нольде, принадлежавшей их предку и оказавшейся в коллекции музея.

Споры вокруг картины, утраченной в начале 1938 года и появившейся на одном из шведских аукционов в 1960-х длятся уже семь лет. На прошлой неделе пожилые наследники обвинили музей в применении "тактики затягивания" и обратились в Министерство культуры Швеции с просьбой вмешаться и вернуть картины.

Отто Дойч бежал в Амстердам в конце 1938 года, оставив в Германии коллекцию картин, в том числе работу Эмиля Нольде "Цветник", стоимость которой составляет сегодня порядка 4 млн долларов. Личные вещи Дойча должны были прибыть в Голландию вслед за ним, но, по версии судоходной компании, транспорт попал под обстрел и не добрался до Амстердама. Отто Дойч прожил остаток жизни в нищете и умер естественной смертью в 1943 году. В начале 1960-х годов его наследники, которые также подверглись гонениям со стороны нацистского режима, получили компенсации от судоходной компании и правительства Германии.

После войны две картины Эмиля Нольде из коллекции Дойча, "Цветник" и "Маки и розы", были обнаружены в галерее Roman Norbert Ketterer в Штутгарте. Через несколько лет они были проданы на торгах в Швейцарии, причем "Маки и розы" приобретены частным лицом, в то время как "Цветник" оказался в коллекции шведского Музея современного искусства, где и находится до сих пор.

Первый иск семьи Лорка-Дойч к музею был подан в 2002 году. С тех пор стороны пытаются найти компромиссное решения, однако пока им этого сделать не удалось. Сообщается, что на определенном этапе переговоров истцы предлагали выплатить им 75% от рыночной стоимости холста и возвратить 200 тыс. долларов музею в качестве пожертвования.

{* *}