Top.Mail.Ru

В московском клубе "Улица ОГИ" прошла лекция о еврейской демонологии

06.10.2009

В московском клубе "Улица ОГИ" прошла заключительная лекция миницикла лекций филолога, этнографа и фольклориста Марии Каспиной "О букве и духе еврейской магии", организованного проектом "Эшколот", действующим при поддержке фонда "Ави хай".

Темой последней лекции цикла стала еврейская демонология. В самом начале Мария Каспина заметила, что для ученых, изучающих демонологию, демоны скорее все же не существуют, после чего началась собственно лекция.

Как отметила Мария, собственно в Танахе о демонах говорится крайне мало. Исключение составляет демон Азазель, тот самый, к которому раз в году отпускали в пустыню козла, на которого переваливали все грехи Израиля. Зато демонология активно развивалась в так называемых апокрифах — произведениях, не вошедших в состав Танаха и созданных в промежутке 2 в. до н.э. – 2 в. н.э.

В Вавилонском Талмуде демонология получает дальнейшее развитие. Там демоны предстают в облике существ, находящихся в услужении у Вс-вышнего, и выполняющих особые функции.

В постталмудический период демонология развивалась в основном в рамках Каббалы с добавлением демонологических традиций народов, среди которых жили те или иные евреи. В книге "Сефер хасидим", появившейся в XII веке в Германии в среде приверженцев течения "Хасидей ашкеназ", рекомендовалось не переносить на другое место печи, двери и окна, поскольку этими путями ходят демоны, а в случае переноса на их пути окажутся люди. Лурианская каббала в XVI веке ввела понятие "гилгуль" (неприкаянная душа, вселяющаяся в животное) и "диббук" (она же, вселяющаяся в человека).

По окончании лекции все слушатели получили DVD-диск с записью всех трех лекций мини-цикла.

Tэги: КАББАЛА
{* *}