Top.Mail.Ru

Эрнст Кшенек: композитор, запрещенный при нацистах, вновь в афише. Правда, в одном из маленьких залов Нью-Йорка

06.11.2000

Ученик Арнольда Шенберга, основоположника теории серийной додекафонии — и самостоятельная, плодовитая и яркая фигура среди композиторов авангарда. Человек, переживший и в своей музыке отразивший не только бури начала ХХ столетия, но и Холокост, и падение коммунизма... Автор, соединивший отзвуки еврейских клйзмерских мелодий, джаза и поп-музыки со строгими математическими построениями и новыми аконами акустического восприятия. Вот, кто такой Эрнст Кшенек — юбиляр, о котором стараются сейчас напомнить публике музыканты Америки и Европы.

По сведениям агентства MigNews, в нью-йоркском зале Weil Recital Hall австрийский певец Вольфганг Хольцмайер, обладающий великолепным баритоном, и пианист Расселл Райан исполнили 20 песен австрийского еврейского композитора Эрнста Кшенека (1900-1991) — к столетию автора. Концерт, вход на который был бесплатным, организовал Институт австрийской культуры Нью-Йорка — и именно в честь юбилея незаслуженно забытого композитора.

Песенный "Путешествие" является своеобразным музыкальным отчетом о совершенной в 1929 году Кшенеком, его женой и родителями поездке по австрийской глубинке.

В это же время молодой и активный авангардист пишет балет "Прыжок через тень", труднейший скрипичный концерт, оперу, ставшую бестселлером и "притчей во языцех" на европейских сценах от Берлина до Ленинграда: "Джонни наигрывает" о судьбе негритянского джазового музыканта и его драматической любовной истории. Критика жесточайшим образом ополчилась на Кшенека за "еврейский формализм в музыке, извращенное представление на сцене реальности" и прочие подобные "грехи", каждый из которых был бы поводом для судебного приговора, если бы нацисты уже пришли тогда к власти.

В 1933 году эта партия (уже ставая правящей) специальным решением запретила исполнять музыку Кшенека как (!) "дегенеративную". Композитор уехал в США, где занялся преподавательской деятельностью. Его произведениями восхищались многие современники, в том числе — его коллега Игорь Стравинский и пианист Гленн Гульд.

Нынешний концерт в Нью-Йорке стал первым шагом к воскрешению памяти о Кшенеке.

{* *}