Top.Mail.Ru

Музей Диаспоры получил в дар коллекцию "евреев Уорхола"

15.01.2010

Американский коллекционер еврейского происхождения, оставшийся неизвестным, подарил Музею Диаспоры в Тель-Авиве серию работ Энли Уорхола "Десять евреев ХХ века", сообщил куратор музея. Стоимость коллекции составляет 100 тыс долларов.

В отличие от многих работ Уорхола "Десять евреев ХХ века" представляет портреты людей, с которыми автор никогда не встречался. Как правило, принцип его работы сводился к тому, что он приглашал "модель" к себе в мастерскую, и, сделав серию снимков, отбирал лучшую фотографию, увеличивал ее, и методом шелкографии изображение переносилось на холст. Уорхол либо закрашивал поверхность холста заранее, или же писал масляными красками по уже перенесенному изображению. Часто художник создавал несколько вариантов одной картины. Интересно, что Уорхол никогда не давал определенного ответа на вопрос о принципах выбора героев для еврейской серии. Однажды он даже сказал: "Мне просто понравились их лица".

В коллекции "Десять евреев ХХ века" Уорхол изобразил евреев, которые, по его мнению, внесли значительный вклад в разные области человеческой жизни: в искусство, естественные науки, философию, законодательную и политическую сферы. Среди них знаменитая актриса Сара Бернар (1844–1923), первый судья-еврей в американском Верховном суде Луис Брэндис (1856–1941), известный философ и преподаватель Мартин Бубер (1878–1965), великий физик Альберт Эйнштейн (1897–1955), основатель направления психоанализа Зигмунд Фрейд (1856–1939), театральные и кинокомедианты Братья Макс: Чико (1887–1961), Гр–чо (1890-1977) и Нарпо (1888–1964), – четвертый премьер-министр Израиля и одна из основателей его как государства Голда Меир (1898–1978), великий романист Франц Кафка (1883–1924), американский композитор Джордж Гершвин (1898–1937) и американская писательница авангарда Гертруда Стайн (1874-1946). Общие достижения этих выдающихся людей определяли курс развития ХХ века и, можно сказать, оказывали влияние на каждый аспект человеческой жизни.

Уорхол исходил из принципа, что на картине все должны казаться "суперзвездами". Он в совершенстве владел "ручным фотошопом" (приглушенный свет и эффект обманывающих зеркал), и с его помощью художнику удавалось буквально дарить красоту всем своим моделям. Его "фотоскальпель" убирал морщины и другие дефекты кожи, срезал двойные подбородки, делал глаза ярче, а губы более чувственными, тем самым создавая эффект звездности для своих моделей.

{* *}