Top.Mail.Ru

Кристиан Болтански напомнил о Холокосте грудой старых вещей

15.01.2010

Тонны старых штанов и маек и ритм сотен человеческих сердец использовал художник и скульптор Кристиан Болтански, чтобы проиллюстрировать хрупкость и скоротечность человеческой жизни. Из них он составил инсталляцию для выставки Monumenta, открывшейся в Париже.

Болтански разбил пространство огромного зала Grand Palais на 69 больших квадратов, каждый из которых выстелил одеждой — куртками и майками, джинсами и рубашками. Он использовал новые и поношенные вещи, яркие и выцветшие — выглядит все это будто разоренный склад старьевщика, но по смыслу эти вещи аналогичны мертвым телам.

Из одежды "выстроен" и центральный элемент инсталляции — 10-метровый курган, устремленный к центру стеклянного купола зала. Оттуда, сверху, к куче одежды опускается металлическая клешня. Она хаотично хватает вещи, поднимает их и отпускает. Штаны и кепки взлетают и падают вниз, вновь становясь частью кургана, похожего издали не на ворох одежды, а на гору человеческих тел.

Чтобы усилить ассоциацию с холодом кладбищенского склепа, Болтански попросил выключить в зале отопление. Инсталляция сопровождена звуком бьющихся сердец. Посетители выставки могут внести вклад в создание инсталляции, добавив к тысячам звучащих сердец стук собственного. Ритм запишут врачи, которые ждут добровольцев в комнате по соседству.

Болтански "собирает" сердца давно, и у него уже образовалась порядочная коллекция сердцебиений. Сейчас в ней около 15 тыс "экспонатов". В будущем художник собирается отправить все эти звуки на отдаленный остров в Японии. Рано или поздно, говорит Болтански, каждый из записанных звуков станет биением сердца, которое уже перестало биться.

Внимание к теме смерти прослеживается во всем творчестве Кристиана Болтански, имеющее определенное происхождение. Художник вплотную столкнулся со смертью еще в совсем юные годы: его детство прошло в оккупированном немцами Париже. Родившись в семье еврейских иммигрантов, Болтански много слышал от родных о Холокосте. Именно Холокост стал для Болтански прообразом идеи уничтожения и неминуемого ухода из бытия всего сущего.

{* *}