Top.Mail.Ru

Казус Руцкого: у генерала и отставного губернатора есть...

10.11.2000

В самом центре российской политической жизни и в поле зрения всех крупнейших средств массовой информации неожидано оказалась история о... "еврейской маме" бывшего вице-президента России во времена Ельцина (1990-1993), а теперь еще и бывшего курского губернатора (областного главы администрации) Александра Руцкого. Напомним, что Руцкой был решением областного суда снят с "финишной прямой" губернаторских выборов буквально за сутки до их начала из-за неверно указанных в декларации об имуществе и доходах цифр.

В результате — действующий глава области, имевший все шансы легко выиграть выборы с первого же тура, оказался вычеркнут из избирательных списков и бюллетеней, а выборы в итоге с трудом, но выиграл первый секретарь областной организации российских коммунистов Александр Михайлов.

Антисемитские и ксенофобские высказывания последнего были самым первым, что ознаменовало начало нового губернаторства. Даже появление в кабинете главы области портрета Ленина и то привлекло меньше внимания, чем соообщения Михайлова о том, что отстранеие от власти Руцкого — только первый шаг в реализации плана по "очищению России от евреев", который якобы имеется у президента Путина.

Теперь Александр Руцкой тоже сказал свое слово в этой истории.

"Я подаю на Михайлова в суд за разжигание межнациональной розни — именно так я расцениваю его высказывания, опубликованные в газете "Коммерсантъ". Я всегда считал Михайлова Шариковым — и не ошибся. Как человек, я готов набить ему морду, но как лицо официальное буду подавать в суд. Тем более что господин Михайлов заявляет, что в Курской области шла борьба не со мной, а с целым еврейским заговором" — заявил Александр Руцкой.

Конфликт между Руцким и Михайловым возник в четверг, когда в "Коммерсанте" появилось интервью нового губернатора области. Александр Михайлов заявил, что во время выборов в Курской области его поддерживал КПРФ и Кремль.

По словам Михайлова, в Кремле считали, что именно он должен выиграть эти выборы. "А зачем, я вам потом скажу...", — добавил избранный губернатор.

"Вы знаете, кто такой Руцкой..." — многозначительно начал Михайлов. И добавил: "...за ним стоял Борис Березовский. И мы здесь их победили... Владимир Владимирович, кстати, русский человек. И я тоже. А у Руцкого, если кто не знает, мама еврейка — Зинаида Иосифовна".

Комментируя это высказывание, Руцкой заявил: "Про маму все правда... Но какое значение имеет ее имя и национальность? К какой это "кстати" противопоставлять "русскость" Владимира Владимировича — и имя моей матери?".

На вопрос, захочет ли Руцкой принять извинения Михайлова, если тот не захочет доводить дело до суда, губернатор ответил: "Могу поспорить, что извиняться он никогда не станет. А если вдруг и станет, то никаких извинений я не приму. Подобные призывы Макашова и Кондратенко остались без последствий. Если и на этот раз все сойдет с рук, мне страшно даже представить, к чему это приведет. Поэтому я доведу это дело до суда".

При этом лидер КПРФ Геннадий Зюганов в пятницу "пожурил" своего коллегу Александра Михайлова. Он посоветовал Михайлову "заниматься конкретными делами, а не исследовать чужие родословные".

Интересна сама постановка вопроса в этом очень характерном для России конфликте. Если просто сообщить публике тот факт, что чья-нибудь мама является еврейкой — будет ли это сообщение само по себе оскорбительным? С точки зрения нормального еврейского сознания — едва ли. Отказываться от своего еврейства? — это всегда считалось некрасивым, хотя в случаях, когда за это могли преследовать, афишировать еврейское происхождение вовсе не обязательно, традиция это оговаривает. Тогда в чем проблема? Руцкой обиделся на то, что его назвали евреем (по закону и традиции он таковым является, это "медицинский факт") — и подает на обидчика в суд? За что — за правду?

Нет, он не согласен с тем, что его обвинили в причастности к "еврейскому заговору" с целью захвата власти. А это не просто разговоры, это уже статья 74 уголовного кодекса РФ, по которой возбуждалось рекордно малое количество дел и практически ни одно не было доведено до суда. Если Руцкому удастся создать прецедент, при котором антисемит, занявший губернаторское кресло ответит по суду не за "исследование родословных", а именно за разжигание ненависти к евреям (что уголовно наказуемо в любой цивилизованной стране) — то ему можно будет ставить памятник, поскольку это еще не удавалось никому до него. Генерал авиации, герой Афганистана, неудавшийся вице-президент Руцкой может войти в историю через те двери, которыми до него пользовались только нарицательные исторические персонажи и герои уголовных дел, ставших историей: Менахем Бейлис, показавший миру, что "ритуальные убийства" — выдумка убийц, а не вина евреев, поручик французской армии Дрейфус, чье дело вызвало около столетия назад неожиданную и совершенно невиданную волну протеста во Франции (вспомним памфлет Эмиля Золя "J'accuse" — "Я обвиняю!") — и так далее...

Будет ли все это работать в реальных условиях теперешней России? Законы, права, здравый смысл, понятие о том, что человека нельзя ОСКОРБИТЬ тем, чтобы вслух называть его евреем, зато приписывание "евреям вообще" преступных замыслов и тайных планов захвата власти — это уже преступление... Страна, которая не поймет этого, будет обречена на повторение горьких уроков прошлого, которые по-русски называются "наступать на те же грабли".

{* *}