Top.Mail.Ru

В единственной в России тюремной синагоге отпраздновали Пурим

09.03.2010

Неделю назад в единственной в России синагоге в местах лишения свободы в Архангельской области отмечали праздник Пурим. Два ученика иешивы, раввинской семинарии, приехали из Москвы: в Архангельске синагоги и раввина нет. Мендел Слонимский и Ицхак Аникиенок посетили колонию в третий раз за последние несколько месяцев.

"Первый раз приехали, увидели испуг в глазах: и к нам с недоверием относились, и друг к другу, —рассказал Ицхак. — Второй раз приехали, было заметно, как изменилась синагога — появилась кухня, чайник, телевизор. И — маленькая деталь — в синагоге стали держать домашние тапочки. Сейчас еще больше проявляется общинность — главное понятие в иудаизме".

Отношения между представителями разных конфессий хорошие: заключенные-мусульмане подарили люстру для синагоги, русский художник Федосеев сделал настенную надпись на иврите. В еврейской общине была пара человек, знавших иврит (причем один русский, живший в Израиле и принявший иудаизм). Сейчас этих людей перевели в другие колонии. И остался немного знающий иврит староста общины Михаил Алендер.

Ицхак Аникиенок накладывает тфилин на руку заключенного и объясняет членам общины: "Ты незаменим, ты нужен в это время в этом месте".

"До того как попасть сюда, я немного работал в петербургской синагоге, потом на еврейском кладбище, — рассказывает Алендер. — Я читал молитвы на могиле, когда приезжали родственники похороненных на кладбище.

Большинство заключенных-евреев до колонии в синагогу не ходили. Наиболее интересный случай фотографа колонии Романа. Он, еврей по матери, но крещеный, пришел поснимать открытие молельной комнаты — и остался. Спросил, надо ли менять религиозную принадлежность, раввин сказал: раз по рождению еврей, то не надо. На воле Роман, по его словам, занимался велоспортом, был чемпионом Казахстана по велогонкам, призером России. Сидит за убийство: "Была самооборона, — говорит, — дали 9 лет".

Ицхак и Мендел ни разу не спрашивали, за что сидят члены общины. "Основная идея, — говорит Мендел, — не разгонять тьму палками, а показать свет. Дать людям возможность посмотреть на мир по-новому. То, за что здесь сидят, невозможно исправить".

Вечером Мендел в течение получаса читал на иврите привезенный из Москвы Свиток Эстер, который положено читать в Пурим.

{* *}