Top.Mail.Ru

Фестиваль музыки Эрнста Кшенека закончился в Москве. Премьеры и открытия

16.11.2000

Трехдневный фестиваль к столетию известного во всем мире (хотя и подзабытого, но теперь возвращенного в репертуар) австрийского композитора — еврейского авангардиста Эрнста Кшенека — завершился в московском театре "Геликон-опера". В последний день была показана российская премьера его камерной оперы "Цена доверия" с четырьмя певцами-солистами и роялем: пианист Юрий Полубелов не только участвовал во всех программах этого уникальног фестиваля, но явился его хуожественным руководителем. Прозвучали также камерные произведения Кшенека, большинство из них — впервые. Кшенек был учеником Арнольда Шенберга, пользовался в своей музыке не только его системой (серийной додекафонией, которая была запрещена нацистами как "злокозненное изобретение еврейского формализма"), но и ритмами, мотивами и идиомами джаза, современной ему легкой музыки и ашкеназийского еврейского фольклора. Самая известная опера Кшенека "Джонни наигрывает" прошла с невероятным успехом практически по всем сценам Европы в 1927-1933 годах, но из-за прихода к власти режима Гитлера была снята, изъята и надолго забыта. В 1990-ые годы (после смерти автора, который дожил до 1991 года в США) начался гастоящий "бум" Кшенека, его музыку сейчас называют настоящей классикой ХХ века, нестареющей и вечно современной. Московский фестиваль подтвердил это новым внушительным успехом у чрезвычайно требовательной и искушенной публики, которая собалась, чтобы послушатьновые для нее вещи — и ни разу не была разочарована.

{* *}