Если вы завидуете людям, рассказывающим вам свои яркие и необыкновенные сны, и досадуете, что вам вообще ничего не снится, приходите в Восточно-Европейский Институт Психоанализа (ВЕИП), рассказывает газета "Новые Известия". Но сидеть на лекциях или лежать на кушетке у психоаналитика вам не придется. Речь идет о Музее сновидений Зигмунда Фрейда, находящемся в здании института и 4 ноября этого года отмечающего свою первую годовщину. На музеи как таковые, в привычном значении этого слова, он не похож. Экспонатов, напрямую связанных с величайшим ученым ХХ столетия, здесь не встретишь. Экскурсий по музею нет и быть не может — гидом может стать только сам посетитель. Вообще в мире существует три музея, посвященные основателю психоанализа. В Вене, где Фрейд работал несколько десятилетий, — мемориальная квартира. Сегодня там практически ничего не осталось, на месте вещей помещены их фотографии. В Лондоне находится музей, возникший в последней квартире ученого, где хранится огромная коллекция древностей, библиотека, а также знаменитая кушетка. И третий — в Санкт-Петербурге. "Началось с того, что меня когда-то привлекла коллекция Зигмунда Фрейда — собрание произведений искусства, античных статуэток, которых у него было более двух тысяч, — поясняет Виктор Мазин, известный писатель, переводчик, лектор ВЕИП, главный редактор журнала "Кабинет", создатель и директор музея. — "Мне показался очень интересным тот факт, что великий ученый, психоаналитик, увлекся искусством. Хотелось сделать выставку, объясняющую этот интерес, связать искусство и психоанализ. Семь лет назад я начал обсуждать эту тему со своим близким другом Майклом Молнаром, который работает в лондонском музее Фрейда, нам хотелось показать на выставке одновременно и психоаналитические теории, и коллекцию Фрейда. Всего в музее сновидений два зала. Первый — вводный, это возможность познакомиться с жизнью и творчеством Фрейда, что-то узнать или обновить в памяти. Двенадцать витрин ("Мать", "Отец", "Властители ума и сердца", "Психоаналитическое движение" и т.д.) рассказывают о различных эпизодах жизни и деятельности основателя психоанализа. Текст — только цитаты из самого Фрейда. Мазин говорит, что первый зал — некая уступка, адаптивное переходное пространство, его задача — не обидеть посетителей. Кроме витрин в зале можно познакомиться с десятью самыми знаменитыми сновидениями Фрейда: тексты проиллюстрированы рисунками московского художника Павла Пепперштейна. Над аркой, ведущей во второй зал, помещен двойной портрет Фрейда работы Кустова. Художник Сергей Бугаев (Африка) подарил музею ребус (для Фрейда ребус был метафорой сновидения вообще). Второй зал — главный, "сновиденческий". Атмосфера действительно приближена ко сну — темно, тихо играет странная музыка. На потолке силуэты фигурок из коллекции Фрейда. Ни к чему нельзя прикоснуться — все "экспонаты" находятся в застекленном пространстве вдоль стен. Да и разглядеть их довольно проблематично — свет бесконечно преломляется в стеклах и зеркалах. Трудно сказать, большой этот зал или маленький — все меняется буквально с каждым шагом.
Вконтакте
Twitter
Телеграм