Top.Mail.Ru

В еврейских школах Петербурга могут запретить "Анну Каренину"

17.05.2010

Свежая новость из Израиля: учителя некоторых религиозных школ сочли "Анну Каренину" нескромной книгой. Роман Толстого вместе с некоторыми другими произведениями мировой литературы будет исключен из школьных программ. "Книга, повествующая о супружеской измене и самоубийстве, не соответствует еврейским представлениям о морали", – подчеркнули инициаторы этого решения. Стоит ли петербургским еврейским школам последовать примеру израильских коллег?

"Начнем с того, что роман "Анна Каренина" не входит в программу обязательного чтения. Вопрос может стоять только о том, чтобы изъять произведение Толстого из списков рекомендованной литературы. Но стоит ли считать эту книгу безнравственной? — говорит завуч еврейской школы "Менахем", преподаватель литературы Марина Вадимовна Белицкая. - В любом хорошем произведении присутствует "позиция автора". Для вдумчивого читателя очевидно, что сам Толстой осуждает поведение своих героев. Видимо, те, кто запретил это произведение, недостаточно хорошо прочли книгу.

С другой стороны, Толстой – гений, и то, что он пишет, может для ребенка оказаться более значимым, чем то, как он пишет. А прямое морализаторство Толстого, согласитесь, выглядит совсем не убедительным! Но я не стала бы принимать какие-то меры, направленные на то, чтобы ребенок не прочел эту книгу. Вместо этого я бы откровенно поговорила с детьми: есть такой роман, он считается великим произведением мировой литературы. Создал его человек ищущий, талантливый, писавший о том, что для него важно и близко. И если вам это интересно – читайте".

"Мы категорически против того, чтобы изъять "Анну Каренину" из списков рекомендованной литературы и из школьной библиотеки! Эта книга – одно из лучших произведений. В ней нет никакой откровенной, нарочитой безнравственности. По сравнению с тем, что сейчас дети читают и смотрят, это абсолютно целомудренная книга! Сама героиня гибнет в конце из-за внутреннего противоречия, из-за того, что не смогла смириться с двойственностью своего существования", — считает завуч еврейской школы № 224 Наталья Михайловна Наумова.

"Я не хотел бы, чтобы такую книгу прочитал мой ребенок. Она совершенно не сопрягается с религиозной моралью. С другой стороны, имеет ли смысл что-то запрещать и придираться к одной конкретной книге, если вся светская литература – такая?" — убежден директор "Бейт-ХАБАДа", раввин Цви Пинский.

{* *}