30 июня закончилось общественное обсуждение планов фирмы Rapsoil, намеревающейся установить в северной части латвийского города Лиепаи 20 ветряков. Однако общественные организации города утверждают, что четыре ветряка хотят установить на месте массовых захоронений убитых во время войны евреев, что уже вызвало ряд протестов.
Договоры об аренде земли между Лиепайской думой и ООО Rapsoil были подписаны еще в августе 2009 года. Затем начались общественные обсуждения. Несколько ветряков планируется установить поблизости от мемориала, возведенного на месте массовых расстрелов времен Второй мировой войны. Там погибла практически вся еврейская община Лиепаи, а также тысячи людей из Восточной Европы — евреи, цыгане, литовцы, поляки и другие, неугодные фашистскому режиму, всего, по разным оценкам, от 12-ти до 39 тыс человек.
Поэтому было решено провести археологическое исследование — нет ли на месте, где запланировано поставить ветряки, массовых захоронений. Разработчик окончательного отчета о влиянии ветряного парка на среду, фирма Eiroprojekts, поручила провести экспертизу обществу "Легенда". Было сделано зондирование в прямой неглубокой канаве длиной 280 шагов и шириной 2-4 м.
Останков людей не нашли и пришли к выводу, что массовых захоронений здесь не было. Как сказано в отчете об археологическом зондировании, предоставленном руководителем поискового общества "Легенда" Талисом Эшмитсом и членом правления Виктором Дукой, в архивах нет документов о расстрелах, эксгумациях, перезахоронениях.
Это вызвало возмущение открытого общественного фонда "Еврейское наследие Лиепаи". Документы о расстрелах в Шкеде есть во многих музеях и государственных архивах Латвии, израильском "Яд Вашем", музее Холокоста в Вашингтоне.
Более того, есть фотографии, сделанные немецким офицером Карлом Стродом во время одного из расстрелов. Эту пленку с риском для жизни сумел скопировать чудом выживший заключенный Лиепайского гетто Давид Зивцон, снимки можно увидеть и в музее Лиепайской еврейской общины. Он же вспоминал, что рвы, где хоронили расстрелянных, были глубиной до шести метров — то есть до них сейчас могли просто не докопать. Кроме того, по воспоминаниям выживших, таких рвов вокруг было много.
Представитель фонда "Еврейское наследие Лиепаи" Илана Иванова (дочь выжившего Давида Зивцона) пояснила Телеграфу, что проблему создают четыре ветряка, потому что вместе с "полосами отчуждения" в полторы высоты каждого ветряка они будут перекрывать мемориал жертвам Холокоста, возведенный в 2005 году, и обелиск, установленный еще в 60-е годы. А по закону об охранной зоне вокруг ветрогенераторов, в "поясе безопасности" запрещено проводить публичные мероприятия.
Председатель фонда "Еврейское наследие Лиепаи" Джордж Шваб намерен опротестовать результаты археологического исследования.